Рустам Тарико

Доев мотает на Кючус

За месторождение Кючус решил взяться бывший топ-менеджер «Газпрома» Дмитрий Доев, засветившийся в истории с преднамеренным банкротством госактивов.

Как передает корреспондент The Moscow Post, на торгах за золоторудное месторождение Кючус, которое является одним из крупнейших в нераспределенном фонде, нарисовался новый игрок. Принять участие в конкурсе планирует «Ростех» в СП с «Селигдаром» и бывшим главой «Газпром центрремонта», а ныне – руководителем АО «ВИС» Дмитрием Доевым.  

Подконтрольное «Ростеху» «РТ-Развитие бизнеса» получило 33,3% компании «Белое золото». Остальные 66,7% этой компании держит фирма «Управление золотыми активами», 51% которой — у золотодобывающего «Селигдара», еще 49% — у Дмитрия Доева.

Начнем с того, что само месторождение Кючус вызвало широкое обсуждение – с одной стороны из-за востребованности среди игроков рынка (интерес проявляли Polymetal, «Полюс», возможное СП GV Gold и уранового холдинга «Атомредметзолото» (АРМЗ), Highland Gold Владислава Свиблова, «Атом Голд» Андрея Комарова, «Сунский карьер» Ивана Кулакова). С другой стороны –  из-за экологической стороны проекта, уже вызвавшая недовольства со стороны активистов.

Дело в том, что победитель торгов будет обязан заключить договор с «Росатомом» на установку малой атомной станции и использовать ее электроэнергию не позднее 30 июня 2028 года. Проблема в том, что госкорпорация планирует хранить радиоактивные отходы на промплощадке станции, что запрещено региональными законами. Однако недовольства были проигнорированы, проект одобрен, и даже рабочие места на еще несуществующем заводе уже выделены.

Ранее The Moscow Post выдвигал предположение, что к месторождению подключится и «Ростех». Эта версия подтвердилась, однако партнеры госкорпорации превзошли ожидания – «Селигдар» Сергея Васильева и одиозный бывший топ-менеджер «Газпрома» Дмитрий Доев делают ситуацию вокруг Кючуса еще острее.

Банкротство

Сотрудничать с «Селигдаром» Сергея Васильева господину Доеву приходилось и ранее. В частности, их имена вспоминаются в контексте нашумевшей истории банкротства предприятия «Энергогаз» — «дочерней» структуры «Газпром Центрремонта», игравшего ведущую роль в реализации масштабного проекта расширения Пугинского ПХГ в ХМАО.

В итоге реализация проекта обернулась обвинениями в хищениях и судебными разбирательствами. Банкротство называли преднамеренным, а первую скрипку в нем сыграли как раз бенефициары «Селигдара» Константин Бейрит, Сергей Васильев и тогдашний глава «Газпром Центрремонта» Дмитрий Доев.

Каким образом «Энергогаз» вообще стал субгенподрядчиком проекта расширения Пунгинского ПХГ – вопрос интересный, ведь компания не располагала ни опытом, ни квалифицированным персоналом, ни техникой. Поэтому в 2014-м был заключен еще один договор на выполнение тех же самых работ – на этот раз между «Энергогазом» и «Югорскремстройгазом». Последняя – дочерняя компания все того же ООО «Газпром Центрремонт» под руководством все того же Доева.

Таким образом в истории появился «козел отпущения», на которого можно было списать вину за любые негативные последствия, не привлекая внимания к заказчику — «Газпром Центрремонту». Итог для «Югорскремстройгаза» и «Энергогаза» оказался ожидаемым: от них было решено избавиться.  

С банкротным иском обратилось московское ООО «Мегабилд», получившее право требования долга в размере 100 млн рублей в рамках договора цессии с нам ООО «Антарес». До августа 2017-го в число учредителей компании «Мегабилд» входило столичное ООО «Максимус», выступающее соучредителем ПАО «Селигдар».

Среди совладельцев «Максимуса» – уже известные нам имена Сергея Васильева и Константина Бейрита.

Участниками ООО «Антарес» до весны 2019 года, к слову, были те же Константин Бейрит и Сергей Васильев.

Уже в марте 2021 года с миллионными убытками компания было ликвидирована. Та же участь постигла и ООО «Мегабилд», чьи убытки в 2020 году составили 75 миллионов. И никого ничего не смутило?

Такие связи интересны в свете звучавших заявлений кредиторов о преднамеренном банкротстве структуры. Тем более, что свою роль в этом сыграл и возглавляемый Дмитрием Доевым «Газпром Центрремонт». Например, он добился включения в реестр кредиторов предприятия «Энергогаз» задолженности в размере 1,2 млрд рублей. Со стороны других структур «Газпрома» также были заявлены миллиардные претензии. 

Кредиторам удалось оспорить часть сделок. Сейчас они также пытаются привлечь «Газпром центрремонта» к субсидиарной ответственности по долгам «Энергогаза» — у последнего всплыли сотни миллионов долгов перед ФНС. Более того, кредиторы настаивают, чтобы в качестве соответчиков били привлечены экс-директор «Энергогаза» и Дмитрий Доев.  

Настигнет ли Доева эхо прошлого?

Учитывая, что в деле о банкротстве «Энергогаза» еще не поставлена окончательная точка, сейчас планы Доева освоить золотую промышленность могут пойти прахом.  Ему грозит перспектива быть привлеченным к субсидиарной ответственности по многомиллионным долгам предприятия-банкрота.

ПоВИСнуть на «Газпроме»

До благородной службы в газовом монополисте Доев входил в руководство «Севзапинвестпромбанка» – был одним из его основателей, но в 2008 году вышел из состава акционеров. Но уход из финансовой организации не означал разрыв партнерских отношений с коллегами. Так, владелец группы ВИС Игорь Снегуров под сей день держит в долю в банке размером более 15%. Там, по всей видимости, и берет начало трепетное сотрудничество Доева и Снегурова.

Сложно поверить, но структура Снегурова превратилась в одного из самых крупных подрядчиков «Газпрома», куда после работы в банке перебрался Доев. Компания также сформировала крупнейший в России портфель проектов в сфере государственно-частного партнерства, писала «Тайга.Инфо».

ВИС вела застройку в Сочи перед Олимпиадой, строила капитальные объекты в ЯНАО и претендует на четвертый мост через Обь в Новосибирске.

Игорь Снегуров сделал ВИС «любимой женой» газового монополиста

Одной из самых ярких историй партнерства структур стал проект «Новоуренгойского газохимического комплекса». Инвестором проекта выступил «Газпром». Заказчиком — дочернее предприятие газового гиганта ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс». Строительство вела «Производственная фирма ВИС», которая за 9 лет так и не смогла достроить этот объект.

Закончилось сотрудничество тем, что «дочка» «Газпрома» и фирма ВИС предъявили друг к другу претензии. Стороны обвинили друг друга в невыполнении взятых на себя ранее обязательств. В 2017 году структуры Снегурова вышли из проекта и подали иск к «Газпрому» на 8,2 млрд рублей. Выиграв это дело, компания обратилась с еще одним иском на 568 млн рублей. Вот так ВИСу снова удалось заработать на госкорпорации.  

Обмен кадрами

В 2004 году Доев несколько месяцев находился в кресле гендиректора ВИС. Более того, согласно «Руспрофайлу», буквально недавно – 17 сентября 2021 года – Доев назначен руководителем АО «ВИС». Таким образом, мы видим, как тесно переплелись между собой судьбы коммерческой компании и «Газпрома».

И Доев – не единственный, кто нашел себя в бизнесе Снегурова. Там же поразительным образом оказывают бывшие «газпромовцы».

Во главе ПФ «ВИС» в свое время сидел Сергей Палкин. Он же с 2008 по 2010 год руководил московским ООО «Газэнергосервис Комплектация». Фирма принадлежит ОАО «Газэнергосервис», в состав совета директоров которого входил его отец — Сергей Валентинович. Старший Палкин некогда числился еще и первым заместителем гендиректора структуры «Газпрома — АО «Центрэнергогаз».

Гендиректором «ПФ «ВИС» также успел поработать Юрий Раушкин, который прежде трудился на руководящих должностях в «дочках» «Газпрома» более 15 лет. С приходом Раушкина стало известно, что Группа ВИС станет инвестором строительства платной дороги Виноградово – Болтино – Тарасовка в Московской области. Как писали «Ведомости», предполагалось, что в капитале ООО «Четвертая концессионная компания» ВИС будет принадлежать 90%, а еще 10% – Газпромбанку, который прокредитует проект.

Вместе с тем, в «Газпроме» Раушкин успел наследить. Как писала «Версия», Следственный комитет (СК) МВД РФ вскрыл хищения при поставках продукции силами структур ОАО «Газавтоматика», которое в то время возглавлял подчиненный Доева. Тогда, в 2010 году, было даже возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. По данным следствия, при приобретении силового оборудования в цепочку закупок были специально встроены лишние посредники. По версии силовиков, «работала цепочка из восьми-девяти посредников – все эти фирмы продавали оборудование друг другу, в итоге стоимость товара, который оплачивал «Газпром», многократно повышалась».

Получило ли дело продолжение? Нет. Более того, Юрий Раушкин тогда не только остался на прежнем месте, но и стал по совместительству ещё и генеральным директором управляющей компании «Электрогаз», контролирующей крупнейшего производителя электрооборудования. 

Как мы видим, перед своими подчиненными Доев в долгу не остается. По всей видимости, это ценное качество и позволило ему забраться столь высоко по карьерной лестнице. Вот и сейчас бизнесмен решил попробовать себя в новом деле и податься в золотопромышленники и вошел в число совладельцев сразу двух профильных компаний — ООО «Юрской» и ООО «Управление золотыми активами». И партнеров выбрал влиятельных – «Селигдар» и «Ростех».

К слову, Доев сотрудничает с «Ростехом» и на должности гендиректора ВИС. Вместе компании занимаются проектом строительства переправы через реку Лена в Якутии. Иными словами, мосты уже налажены.

Как говорят эксперты, СП с «Ростехом» повышает шансы Доева и Ко на победу в торгах за Кючус. Другой вопрос, конечно, как бизнесмена себя там проявят – ведь, учитывая богатый послужной список бывшего газпромовца, действовать он привык с размахом и неприкрыто. Причем страдает от такой деятельности, как правило, государственный бюджет.