Бизнесмена Ситникова растрясут по субсидиарке

Владелец «Роснефтегаза» Олег Ситников субсидиарно ответит по долгам на 743 миллиона рублей. От претензий к директору «Фирмы «Макс» налоговики отказались

Арбитраж признал ответственность известного в ЯНАО бизнесмена Олега Ситникова по обязательствам «Фирмы «Макс», которой ФНС были предъявлены по итогам проверки претензии более чем на миллиард рублей. Фискалы вскрыли формальный документооборот, «фирмы-однодневки» и манипуляции, сопряженные с подакцизными товарами. При этом в ФНС подчеркнули систематический вывод активов из бизнеса, причинивший вред кредиторам, судя по всему, на сотни миллионов рублей. Отметим, что изначально госорган потребовал субсидиарной ответственности, в частности, для экс-директора фирмы Галины Савельевой, но впоследствии отказался от претензий к менеджеру. Основанием для этого стал вывод, что именно Олег Ситников осуществлял управление активами, и, как заявили работники предприятий, финансовые операции без его визы не осуществлялись. Сам бизнесмен сейчас проходит по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов, а его подчиненные пишут явки с повинной. Теперь ФНС, к прочему, получит еще один инструмент воздействия на коммерсанта, впрочем, объем субсидиарки будет определяться по итогам расчетов с кредиторами. Пока же в отрасли обсуждают вероятность нового уголовного дела, связанного с контрафактным топливом.
Арбитражный суд ЯНАО признал доказанными основания для привлечения к субсидиарной ответственности известного ямальского бизнесмена, основателя «Корпорации «Роснефтегаз» Олега Ситникова по долгам ООО «Фирма «Макс» (Новый Уренгой). Производство относительно суммы субсидиарки было приостановлено до расчетов с кредиторами.

Уточним, ранее по итогам ревизии ФНС ООО «Фирма «Макс» были предъявлены претензии более чем на миллиард рублей. В частности, речь шла о доначислении свыше 332 млн по НДС, а также пени на 155 млн, акцизов на дизельное топливо в размере 113,4 млн, акцизов на автомобильный бензин на 81,1 млн, налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 169,5 млн рублей, и так далее.

«Основанием возникновения задолженности по налоговым платежам явились неправомерные действия контролирующих должника лиц по формированию формального документооборота с недобросовестными контрагентами, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды без осуществления реальной хозяйственной деятельности, повлекшие безосновательное выбытие (вывод) денежных средств, в том числе, в пользу аффилированных лиц и предприятий, имеющих признаки «фирм-однодневок», – отмечали фискалы.

В итоге «Фирма «Макс» ушла в банкротство, а задолженность, судя по всему, продолжала расти. Так, в заявлении госоргана от весны текущего года указывалось, что помимо обязательств в миллиард, фиксировалась и текущая задолженность перед бюджетом почти на 30 млн.

Отметим, что изначально заявление о субсидиарной ответственности было направлено на двух человек – непосредственно Ситникова и бывшего директора компании Галину Савельеву. Впрочем, впоследствии ФНС отказалась от претензий к менеджеру.

Основанием для такого решения стал вывод, что именно Олег Ситников осуществлял управление активами.

«Из протокола допроса <…> бухгалтера ООО «Ямалнефть» (аффилированное с «Фирма «Макс» лицо) <…> стало известно, что в ее должностные обязанности входило: оплата текущих платежей, <…> операций (прихода, расхода) безналичных платежей, разноска в 1С проводки с заполнением соответствующих реквизитов. При этом ею обрабатывались банковские операции не только ООО «Росгазпром», а также иных организаций, таких, как «Ямалнефть», «Фирма «Макс», ООО «Севержелдортранс» и др. <…> Без отметки (подписи) Ситникова она не имела права проводить банковские операции. Ситников О.А. в основном ставил свою подпись ручкой красного цвета (иногда зеленого, синего и карандашом) на документах. Наличие таких отметок на документе означало, что можно проводить банковские операции», –  указывалось в документах.

Фискалы также отметили, что кабинет Ситникова находится в офисе «Корпорации Роснефтегаз» в Новом Уренгое, по адресу Таежная, 80, где он, вероятно, и осуществлял оперативное управление группой. «В этом офисе также находятся служебные помещения централизованных подразделений, в том числе и отдела реализации. В офисе также имеется актовый зал, где еженедельно Ситников проводил общие планерки, на которых заслушивал руководителей подразделений», – отметили в ФНС.

При этом фискалы подчеркнули, что из компании на системной основе выводились активы. По версии госоргана, в трехлетний период, предшествующий подаче заявления о банкротстве, должником были выведены активы в пользу контролируемых Ситниковым лиц в общем размере 495,8 млн, а всего за период с 2013 по 2019 год  – 743 млн.

«Поведение единственного конечного участника должника – Ситникова О.А., направленное на систематическое получение от должника денежных средств без встречного эквивалентного предоставления, стало причиной банкротства. <…> Таким образом, контролирующие ООО «Фирма «Макс» лица, совершая вывод активов в общем размере 495 863 533 руб. в пользу аффилированных организаций, в период, предшествующий процедуре банкротства предприятия, своими действиями причинили существенный вред имущественным правам кредиторов», – заключил суд.

Добавим, что согласно данным, опубликованным в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, кредиторам было предложено выбрать из трех способов распоряжения правом требования по субсидиарке взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, продажу требования, уступку кредитору части этого требования.

Напомним, Олег Ситников является фигурантом уголовного дела по ч.2 ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов». В июне текущего года силовики задержали бизнесмена, но отпустили спустя 48 часов.

В пресс-службе СУ СКР по ЯНАО изданию пояснили, что сейчас уголовное дело в отношении Ситникова находится в стадии расследования. Добавим, ранее «Правда УрФО» подробно сообщала и о других конфликтах вокруг «Роснефтегаза», в частности, сопряженных с  сыном бывшего прокурора ЯНАО.