Илья Михальчук

«Оля» и Игорь Бабушкин застыли в позе «Лотоса»

ОЭЗ «Оля» в Астраханской губернии признана «двоечницей».  «Пилить» начали при Гужвине, продолжили при Жилкине, финал пришелся на Бабушкина.

Такой вердикт вынесли эксперты–аналитики.

Зона «Оля» — это порт, построенный в 2010 году на Каспийском море. Вместе с другой зоной — «Лотос» — входит в Каспийский транспортный кластер.

И это » творение» губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин считает своей огромной заслугой хотя бы потому, что за время своего сидения в кресле губернатора г-н Бабушкин завлек в регион несколько иностранных инвесторов. В 2019 году в Астраханской области объявилась азербайджанская группа компаний KDY Logistics. Эта контора начала строить на Каспии логистический хаб. Но в итоге стройка замерла…

Потом в Каспийском кластере должны были появиться британско-азербайджанская грузовая компания Murphy Group Holdings и иранский производителя стройматериалов Raha Azin Safhe. И опять мимо «ворот»!

И третья попытка привести инвестора оказалась «гримасой судьбы»: портом «Оля» заинтересовался было Казахстан, который даже собрался рыть судоходный канал «Евразия» между Черным и Каспийским морями.

Но в итоге рыть не стал.

Вот это и есть, видимо, «непруха»? Или дело в чем-то ином? В каких-то волшебных качествах губернатора Игоря Бабушкина, который застыл в «позе лотоса» вместе с «Олей»?

В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post в Астраханской области.

Памятный «булыжник»

И сегодня из этой самой Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Лотос» идут пренеприятные новости: правительство Астраханской области намедни даже обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО «Атеф-Русс» о расторжении соглашения о деятельности в ОСЗ «Лотос».

Документ подписали в ноябре 2016 года на российско-азербайджанском межрегиональном форуме.

Свои факсимиле поставили генеральный директор, руководитель ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин и председатель кабинета министров Астраханской области Константин Маркелов.

Вот так московская «дочка» ООО «Атеф группа компаний», аффилированного с ATEF Group со штаб-квартирой в Баку, стала первым иностранным резидентом ОЭЗ «Лотос».

В апреле 2017 года на территории ОЭЗ в Наримановском районе прошла церемония закладки первого камня на месте будущего завода электротехнического оборудования. Строительство оценили в 1,1 млрд рублей: был обещан выпуск 2 тыс. трансформаторов и электрощитового оборудования.

Обещали, как Остап Бендер, «ударить по бездорожью»: выдать продукцию вдвое дешевле импортных аналогов… Но, видимо » бездорожье» сильно подвело: дальше закладки камня дело не продвинулось. И власти Астраханской области решили расторгнуть соглашение с резидентом ОЭЗ «Лотос», взыскав штраф в 5 млн. рублей.

И это в ответ на призыв Владимира Путина — «проработать вопросы создания особой экономической портовой зоны в районе порта Оля, не затягивать, «не жевать здесь жвачку годами». Так об этом в 2019 г. сообщало РИА «Новости».

Но, выходит, что губернатор Бабушки уже третий год кряду » жует жвачку»?

Игорь Бабушкин — из «варягов». Годы службы в ФСБ воспитали в нем умение хранить тайны. Но на публичной должности это делать сложнее. Надо заметить, что до своего назначения Бабушкин не имел никакого отношения к Астраханской области.

Напомним также, что с сентября 2018 года временно исполняющим обязанности губернатора был Сергей Морозов, который сменил Александра Жилкина.

Сергей Морозов проработал около 9 месяцев, но в тот день, когда он планировал выдвинуться на выборы, его неожиданно заменил Бабушкин.

Говорят, что Морозов вызвал недовольство Кремля тем, что запросил дополнительное финансирование для региона.

И тогда в Астрахань десантировался Игорь Бабушкин.

Конкуренты были, но сплыли

А как хорошо всё начиналось! Сколько концессионеров пришлось просто спровадить!

Перспективы развития портовой ОЭЗ горячо обсуждали на встречах губернатора Игоря Бабушкина с министром экономического развития Максимом Решетниковым.

Максим Решетников

Именно ведомство Максима Решетникова и курировало развитие ОЭЗ, которая должна включать два порта – «Астрахань» и «Оля».

Резидентами зоны и должны были стать британско-азербайджанская компания Murphy Group Holdings и Raha Azin Safhе из Ирана.

Портовая ОЭЗ должна была быть создана для привлечения грузопотока из Ирана, Индии и других азиатских стран.

Российскому хабу на Каспии ожидаемо надо было конкурировать с хабами, создаваемыми другими странами в коридоре «Север — Юг»: это новые порты Баку, казахский Актау, иранский Энзели.

Астраханская область, таким образом, должна была стать мощным хабом в международном транспортном коридоре «Север — Юг».

И контроль над российским промежутком этого коридора желали получить многие. В частности, Министерство транспорта еще в мае 2019 году учредило АНО «Дирекция международных транспортных коридоров».

Но почему же свернулось то, что так ударно начиналось?

«Борода» для губернатора Гужвина

Но прежде, чем переходить к бурной деятельности г-на Бабушкина, вспомним добрым словом его знаменитых предшественников, в частности, первого губернатора Анатолия Гужвина (ушел в 58 лет, в 2004 году), который и начал энергично создавать регулярное грузовое сообщение между регионом и заморскими странами.

Анатолий Гужвин

К сожалению, сегодня вряд ли можно найти снимки начала 90-х годов, когда делегация во главе с Анатолием Гужвиным полетела в Тегеран.

Гужвин и его помощники на всех фотографиях в иранских СМИ красовались с … пририсованными бородами: солидные мужчины –по мнению персов — должны быть бородатыми…

Делегация во главе с губернатором Гужвиным ездила договариваться о регулярном грузовом сообщении между Астраханью и портами Ирана. Тегерану, который находился санкциями США должно было бы выгодно торговать с Россией. И, действительно, зерно, бумага, древесина, металлопрокат – это для Тегерана было интересно.

Именно так появился Международный транспортный коридор «Север — Юг».

Ведь, как посчитали, Международный транспортный коридор «Север — Юг» на 40% короче и на 30% дешевле морского пути из того же Марселя через Суэцкий канал или коридора Одесса — Босфор — Дарданеллы — Суэц.

Межправительственное соглашение о транспортном коридоре еще в 2001 г. подписали Россия, Иран и Индия. В 2003 г. присоединились Казахстан и Белоруссия.

На территории Астраханской области началось строительство железнодорожного пути от села Яндыки до села Оля.

Железнодорожную ветку «Оля-Яндыки» и первую очередь порта «Оля», таким образом, открыли в июле 2004 года.

Это позволило сократить сроки отправки грузов в Иран и Индию с 37 до 13 суток.

Появилась идея: сделать из порта «Оля» первую Особую экономическую зону (ОЭЗ)!

Но в августе 2004 г. скоропостижно скончался губернатор Гужвин… Меж тем идея с созданием ОЭЗ оказалась живучей.

Счетная палата в 2005 году провела проверку. И сделала вывод: за 7 месяцев порт «Оля «пропустил через причалы всего 48 тыс., тогда как способен за год пропускать 850 тыс. тонн. 

Осмотреть порт «Оля» в 2005 г. приезжал министр экономического развития (на тот момент) Герман Греф.

И тогда прямо с «порога» г-н Греф заявил, что у порта пока нет шансов стать зоной с особыми льготами.

Но вскоре Герман Греф покинул кресло министра.

И председатель правительства РФ (на тот момент) Виктор Зубков вдруг назвал порт «Оля» среди 6 портов, где возможно создание особой зоны

Герман Греф

В итоге Особая экономическая зона» Лотос» формально была создана в ноябре 2014 года.

Пришествие Салмана Бабаева

Тем временем вокруг права владеть портом начала разворачиваться настоящая битва.

К 2005 году бюджет вложил в модернизацию порта «Оля» 108 млн рублей.

Напомним также, что весной того же года в порт пришло ООО «Южная транснациональная компания (ЮТК) «Морской торговый порт Оля».

Это ООО взяло в долгосрочную аренду как припортовые подъездные пути, так и железнодорожные пути у причалов.

Федеральные эксперты тогда связывали эту компанию с РЖД через владельца, вице-президента РЖД (на тот момент) Салмана Бабаева.

Салман Бабаев

Грузовые суда, две трети причальной стенки и остальное имущество находились в распоряжении ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство». И там кипели страсти из-за паромов для перевозок в Иран. От обычных сухогрузов и контейнеровозов Минтранс решил отказаться. И тогда чиновники купили 4 парома – каждый по 1,9 млн. долларов.

Но вскоре пароходство вместе с паромами выставили на аукцион: за 108 млн рублей. Покупателем стало ЗАО «Промышленные инвестиции» (Москва), владелец — Джамалдин Пашаева.

Но выложить г-ну Пашаеву пришлось 326 млн руб. Цена выросла во время борьбы на конкурсе с ОАО «Астраханьнефтересурс».

Но чиновники не скрывали, что за покупателем стоит тот самый успешный арендатор — Морской торговый порт «Оля».

Весной 2019 года в СМИ пошли новости, что вице-президента РЖД Салмана Бабаева ждет отставка за лоббизм бизнеса сыновей. Об этом сообщал РБК.

События разворачивались так: компания «ИСРТранс», подконтрольная бывшему вице-президенту» Лукойла» Искандеру Халилову, отказалась от покупки 50% железнодорожного оператора «СГ-Транс» у АФК «Система». Об этом сообщал «Коммерсант».

А отказался Халилов из-за проблем, которые могли возникнуть после покупки. На 50% «СГ-Транс» принадлежала компании «Вектор Рей», аффилированной с Алексеем Тайчером и сыновьями Салмана Бабаева.

Выяснилось это после того, как антимонопольщики отказали компании «Вектор Рейл» в покупке у АФК «Система» 50% железнодорожного оператора «СГ-Транс».

Но ФАС дала отказ.

В материалах ФАС есть данные, согласно которым первые 50% «СГ-Транс» компания» Вектор Рейл» купила в 2015 году, нарушив закон о защите конкуренции. Стоимость активов «СГ-Транс» на конец 2014 году составляла 17,7 млрд. руб., а у компании «Вектор Рейл» на сентябрь 2015 года — 10 тыс.руб.

Претендовать на 50-процентный пакет ведущего железнодорожного оператора по перевозке нефтегазовых и нефтехимических грузов могли несколько игроков.

Но вот сыновья Бабаева из-за протеста ФАС пакет не получили, хотя очень хотели заполучить полный контроль.

Но не вышло…

Проблемы на заводе «Лотос»

Не все гладко и на самом заводе «Лотос».

На фоне блестящих отчетов чиновников руководства Астраханской области о перспективах судостроительного завода «Лотос», входящего в число резидентов ОРЗ «Лотос», сами работники видят совсем иную картину. Об этом рассказывало сетевое издание «Арбуз».

По мнению работников завода, администрация судоверфи намеренно саботирует производственную деятельность.

Жалуются работники и  на массовые сокращения, низкую зарплату, морально устаревшее оборудование.

При наличии большого объема заказов: сухогруз, два танкера, пассажирское судно и головной заказ –пассажирский круизный лайнер, происходят массовые сокращения.

Завод «Лотос»

Сокращать коллектив перестали только тогда, когда люди обратились в трудовую инспекцию.

Говоря об эффективности команды управленцев предприятия, работники отмечают, что еще ни разу ни один вид оборудования не был поставлен вовремя, что, несомненно, сказывается на конкурентоспособности.

Люди обращают внимание на странную логику руководства завода, заключающуюся в постоянной аренде грузовой техники вместо приобретения собственной: ежемесячно тратятся сотни тысяч рублей. Но ведь предприятие находится в ОЭЗ и имеет множество льгот и налоговых послаблений

Заводское оборудование часто ломается. Но каждый год руководство рассказывает о выделении средств на модернизацию производства.

Куда же уходят миллионы?

Недавно, правда, круизный лайнер «Петр Великий» спустили на воду

В России суда такого класса не строились более 50 лет. Правда, в соцсетях лайнер «Петр Великий» тут же высмеяли, назвав корабль «страшненькой Авророй-2», «бронированным крейсером начала 20-го века».

Пользователи оставили свои язвительные комментарии в сообществе «Яхты и водно- морские развлечения». Об этом сообщал Daily Storm. 

Строили круизный лайнер задержками, начиная с 2016 года.

Работы шли в кооперации с нижегородским судостроительным объединением» Красное Сормово».

Кто заказал » Красные Баррикады»?

И хочется, конечно, напомнить еще про историю с генеральным директором астраханского завода «Красные Баррикады» Александром Ильичевым.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) все же захватила все астраханские верфи. И объявила о создании кластера. В этот агломерат и вошли судоверфи «Лотос», «Астраханское судостроительное производственное объединение» и, наконец, завод «Красные Баррикады».

Глава ОСК Алексей Рахманов воплотил мечту: «зажевал» завод «Красные Баррикады».

Для этого против директора завода «Красные Баррикады» Ильичева был разыгран целый спектакль.

Он был обвинен в укрывательстве не только денежных средств, но и… имущества завода, за счет которого должно было произведено взыскание недоимки по налогам. Об этом сообщал «Интерфакс».

Еще Ильичеву «шили » мошенничество в особо крупном размере, а также злоупотребление полномочиями… На Ильичева было заведено 4 уголовных дела.

«Красные Баррикады» еще в декабре 2017 года признали банкротом по заявлению Сбербанка. Завод задолжал Сбербанку 10,3 млн. рублей.

На момент признания завода несостоятельным самый большой размер претензий предъявило ПАО » Лукойл -Нижневолжскнефть». «Красные Баррикады» задолжали ему более 612 млн. руб.

Надо заметить, что «Красные Баррикады» специализируется на строительстве сухогрузных судов и танкеров. Завод выпускает плавучие буровые установки «Каспий»для ведения разведочных работ нефти и газа.

В самые суровые времена Ильичеву удалось сохранить всю инфраструктуру предприятия.

Говорят, что к уголовному делу Ильичева мог приложить свою руку и глава «Роснефти» Игорь Сечин: г-ну Сечину очень бы хотелось стать совладельцем завода «Красные Баррикады». И получить в свое распоряжение оборот продукции судоверфи, и, прежде всего, плавучих платформ для транспортировки нефти.

Игорь Сечин не хотел, чтобы «Красные Баррикады» вошли в ОСК. Это лакомый кусок для нефтедобывающих компаний. А перейти это влияние могло как раз к основному конкуренту Сечина – компании «Лукойл».

«Красные Баррикады» прекратили работу в 2018 году. Потом началась » реанимация».

Восстановление работы завода «Красные Баррикады», которое было обещано, будет идти при поддержке правительства Астраханской области.

Банкротный  иск   

Что же в итоге?

22 июня 2021 года в Астраханский арбитраж от кредитора завода «Лотос» поступил банкротный иск.

Этот  иск  поступил от волгоградского ООО «Энергия Юга» к АО «Судостроительный завод Лотос». Сумма исковых требований — 2 406 012,9 рубля. Об этом пишет «Регнум».

Подаче банкротного иска предшествовал финансовый спор между компаниями: в ноябре 2020 года в пользу ООО «Энергия Юга» с судостроителя взыскали 2,406 млн рублей, из которых 2,37 млн руб. — задолженность по договору поставки оборудования.

Какие выводы?

Особая экономическая зона «Лотос» так и не заработала, как надо. Огромное количество проблем на судостроительном заводе «Лотос»…

Не пришли в себя и «Красные Баррикады» после примитивного захвата… Тогда чего стоит вся эта пустая говорильня про ОЭЗ «Лотос»?

И какова в этих мрачных делах роль губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина?