Илья Михальчук

Саратов, Сызрань, Пенза — где прокурорам к взяткам не привыкать

Коррупционеры и антикоррупционеры в органах надзора.

На фоне отчетов генпрокурора Игоря Краснова о том, сколько коррупционных миллиардов его ведомству удалось изъять в доход государства, сотрудники ФСБ регулярно задерживают его подчиненных с поличным при получении взяток. За крупное или особо крупное вознаграждение прокуроры готовы оказывать общее покровительство, помогать избежать уголовной ответственности или способствовать досрочному выходу из колонии. Какие еще незаконные услуги оказывают сотрудники надзорных органов и сколько эти услуги стоят, читайте в обзоре ПАСМИ.

Прибавка к пенсии

Главные достижения в борьбе с коррупцией органов прокуратуры, не имеющих полномочий возбуждать и расследовать уголовные дела, лежат в плоскости изъятия в доход государства нажитых неправедным путем активов. И надзорное ведомство в этом весьма преуспевает, ежегодно заявляя миллиардные иски и пополняя тем самым вечно дефицитный Пенсионный фонд. 

В ноябре на правительственном часе в Госдуме генпрокурор Игорь Краснов называл цифру в 52 млрд рублей. По его словам, такова общая сумма 3 тыс. исков об изъятии средств у коррупционеров за первые три квартала минувшего года, и почти 35 млрд из них приходится на конфискацию имущества, которое чиновники приобрели на неподтвержденные доходы.

Самым крупным в минувшем году стал иск к экс-депутату Госдумы Сергею Петрову и основанному им автодилеру «Рольф». Изначально прокуроры заявляли требования на 12,85 млрд, но потом увеличили их до 19,4 млрд рублей. По мнению надзорного ведомства, Петров, будучи парламентарием, якобы продолжал руководить «Рольфом» и получать доход от его деятельности, хотя формально компания была записана на его сына.

В начале декабря Краснов приводил статистику конфискаций в интервью РИА Новости. По его словам, стоимость арестованного и изъятого имущества по уголовным делам о коррупции по итогам первых 9 месяцев 2021 года впервые за последнее время превысила ущерб по этим делам — 53,8 млрд рублей против 53,2 млрд. Он добавил, что за тот же период сумма средств, взысканных с коррупционеров через суды, составила 727 млн рублей. 

В этом интервью была затронута и тема коррупционных нарушений непосредственно в прокурорской среде. Игорь Краснов сообщил, что за полгода к уголовной ответственности было привлечено 18 прокуроров, 19 уволено в связи с нарушением присяги, еще 48 наказаны за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника. Он подчеркнул, что чистка собственных рядов в органах надзора проводится особенно жестко и бескомпромиссно, поскольку на кону стоит авторитет прокуратуры. “Моя личная позиция при выявлении так называемых «решал» в прокурорских рядах до предела проста: мало никому не покажется”, — заявил Краснов. 

На память о Чайке

И действительно, на фоне отчетов Краснова о пополнении бюджета коррупционными деньгами реглярно появляются новости о взятках и хищениях во вверенном ему ведомстве. Правда, о федеральном уровне речи обычно не идет. Единственный представитель Генпрокуратуры, задержанный за преступление с коррупционным составом, оказался бывшим. Какую должность и когда занимал в центральном аппарате надзорного ведомства обвиняемый в особо крупном мошенничестве Михаил Данилов, не сообщается, известно лишь, что на момент совершения преступления — в 2017-2018 годах — он в Генпрокуратуре уже не работал.

По версии следствия, экс-прокурор Данилов и директор УК «Сурская Ривьера» Александр Заложников выманили у совладельца бизнес-центра 13,5 млн рублей и 100 тыс. долларов, пообещав взамен найти людей в правоохранительных органах, которые помогут решить корпоративный конфликт с бизнес-партнером. После передачи денег решальщики перестали выходить на связь с коммерсантом, и он обратился в ФСБ. Итогом стало уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Данилов сознался в совершении преступления и дал показания на Заложникова. В итоге экс-прокурору назначили запрет определенных действий, а его подельника отправили в СИЗО.

Городские расценки

Из действующих прокуроров, попавшихся на коррупции, самым высокопоставленным оказался глава надзорного органа города Сызрани Вадим Федорин. В конце июля Самарский районный суд арестовал его по делу о взятке. По версии следствия, сотрудник надзора за 3 млн рублей пообещал покровительство при расследовании уголовного дела бенефициару самарского предприятия «Гиппократ», выпускающего лекарственные настойки. При передаче от посредника первого транша в 600 тыс. рублей Федорин был задержан сотрудниками УФСБ по Самарской области. 

В марте в СИЗО попал заместитель прокурора Таганрога Виктор Плюшкин. Он тоже был пойман на взятке, причем для такой должности совсем незначительной. По данным следствия, Плюшкин получил 100 тыс. рублей от предпринимателя, когда исполнял обязанности прокурора Пролетарского района Ростовской области. За эти деньги он пообещал помочь избежать ответственности по итогам проверки, организованной городским надзорным ведомством. В сентябре дело Плюшкина было передано в Таганрогский горсуд Ростовской области. 

Бывшему заместителю прокурора Москвы по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Дмитрию Листопаду удалось скрыться от следствия. В начале марта Басманный суд объявил его в международный розыск и заочно арестовал по делу о получении особо крупной взятки и злоупотреблении должностными полномочиями. Экс-прокурор фигурировал в деле главы управления таможенных расследований и дознания ФТС Александра Кизлыка: по данным следствия, он способствовал уходу от ответственности нарушителей, пойманных таможенниками.

Районный масштаб

Прокурор Кировского района Саратова Андрей Пригаров от следствия не бегал, но остался на свободе — под подпиской о невыезде. И это при том, что он является фигурантом четырех уголовных дел, и суммы в них фигурируют гораздо более серьезные, нежели у других попавшихся на взятках коллег. Первый раз Пригаров был задержан 31 декабря 2020. Прокурору тогда вменили взятку в 18 млн рублей за общее покровительство похоронному бизнесу, но меру пресечения суд избрать отказался. Вторая попытка произошла в середине января 2021 — его задержали по делу о взятке в 15 млн рублей от представителей строительных компаний, но суд снова не стал отправлять его под арест. Позднее к двум делам о получении взяток добавились обвинения в превышении полномочий, злоупотреблении полномочиями и пособничестве в хищении — прокурор помог брату осуществить незаконную врезку в газопровод.

Земляк Пригарова — помощник Пугачевского межрайонного прокурора Саратова Евгений Дынин — попался на мошенничестве. По версии следствия, он обманул директора коммерческой компании, заявив, что ему грозит уголовное дело и пообещав помочь избавиться от этой неприятности. За свои услуги сотрудник надзора потребовал 70 тыс. рублей и бытовую технику еще на 183 тыс. рублей, но бизнесмен платить отказался и заявил о вымогательстве правоохранителям. В середине декабря Евгений Дынин и его брат Дмитрий, выступавший в качестве посредника, были отправлены под домашний арест. 

На крышевании похоронного бизнеса погорел прокурор Черекского района Кабардино-Балкарии Тимур Хавпачев. Он был задержан в январе сотрудниками республиканского управления ФСБ с поличным при получении 100 тыс. рублей от представителя компании, оказывающей ритуальные услуги, — это якобы была ежемесячная плата за покровительство. Официально подтвердить или опровергнуть данную информацию в прокуратуре КБР отказались, о дальнейшей судьбе Хавпачева ничего не сообщалось.

Сравнительно небольшая взятка сломала карьеру и зампрокурора Успенского района Краснодарского края Александра Деева. Чекисты взяли его с поличным в апреле при получении 200 тыс. рублей от главы МУП «Успенский водоканал». За эти деньги сотрудник надзора обещал поспособствовать отказу в возбуждении уголовного дела о незаконной эксплуатации водозаборной скважины. 

В сообщениях о задержании заместителя прокурора Ленинского района Еврейской автономной области Николая Колодко ни сумма взятки, ни фабула обвинения не раскрывались. Известно лишь, что операцию «в условиях строгой секретности» провели сотрудники регионального управления ФСБ России, ее лично контролировал прокурор ЕАО Заурбек Джанхотов. Согласно картотеке Ленинского райсуда, 14 сентября Николаю Колодко был вынесен обвинительный приговор по делу о получении взятки с вымогательством и покушении на аналогичное преступление. Какое наказание было назначено сотруднику надзора, неизвестно, но судебное решение обжаловали и сам осужденный, и сторона обвинения. 

Коррупционная помощь

Но чаще всего в новостях о задержаниях и арестах сотрудников надзора фигурируют помощники прокуроров разного уровня. Так, в августе было возбуждено уголовное дело в отношении помощника прокурора Приморского края по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Дамира Ниязова. По версии следствия, Ниязов при посредничестве адвоката и бывшего сотрудника прокуратуры запросил у осужденного за мошенничество взятку в размере 1,5 млн рублей за поддержку ходатайства об освобождении по УДО. При получении взятки адвокат был задержан с поличным. 

А старший помощник прокурора Москвы по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Елены Кишкурно потребовала 5 млн рублей с гендиректора выпускающей космическую технику «Корпорации ВНИИЭМ» за отказ от передачи следствию результатов проверки предприятия. Руководитель предпочел обратиться в ФСБ, и в начале апреля сотрудницу надзора взяли с поличным при получении денег в одном из столичных кафе. Пресненский райсуд отправил Кишкурно под стражу. 

Помощница прокурора одного из надзорных органов Новокузнецка за ту же сумму — 5 млн рублей — пообещала подсудимому помочь избежать колонии. Сотрудники УФСБ России по Кемеровской области задержали ее в конце марта при получении денег. Она созналась в содеянном и сотрудничает со следствием.

Также с поличным сотрудники ФСБ взяли старшего помощника прокурора Алушты. Он получил 130 тыс. рублей от граждан Украины, а руководитель ГСУ СКР по Республике Крым и Севастополю Владимир Терентьев возбудил уголовное дело о мошенничестве и организации незаконной миграции. По версии следствия, помощник прокурора пообещал предоставить украинцам подложные справки для въезда на территорию РФ с целью лечения, хотя на самом деле им было необходимо оформить сделку по продаже квартиры.