Стратегия «Купи-продай»: зачем Лев Хасис перевел личный бизнес под крыло Сбербанка

Увлечение маркетплейсами может оказаться не только развитием экосистемы Сбербанка, но и выгодой для интересантов, включая зампреда банка Льва Хасиса.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, маркетплейс «Сбермегамаркет», входящий в структуру Сбербанка, договорился с сетью гибких офисов «Ключ» об аренде у нее около 4000 кв. м в коворкинге, расположенном в бизнес-центре на Софийской набережной в районе Балчуг («Золотой остров»). На переезде в гибкий офис можно не только сэкономить, но и даже подзаработать.

Есть мнения, что всё это — идея вице-президента Сбербанка Льва Хасиса, который ранее владел и другим маркетплейсом, а потом передал долю «родному» банку, чтобы устранить возможный конфликт интересов.

«Сбермегамаркет» уже в феврале займет в офисе «Ключ Балчуг» 551 рабочее место. Примечательно, что компания сняла площадку гибкого офиса целиком, но, похоже, намерена не только брать у «Ключа» офисы в аренду.

«На данный момент «Ключ» действительно сотрудничает со Сбером. Нашим резидентам доступны сервисы экосистемы на специальных партнёрских условиях. Так, компании-арендаторы могут пользоваться эксклюзивными продуктами Сбера для бизнеса. Физлицам мы помогаем в открытии ИП или ООО через продукт Сбера «Деловая Среда». В дальнейшем мы планируем расширить спектр партнёрства, но пока общие идеи на стадии обсуждения», — рассказали корреспонденту The Moscow Post в «Ключе».

Тут самое время вспомнить структуру собственности «Сбермегамаркета», который записан на ООО «Маркетплейс». «Сбермегамаркет» изначально назывался Goods.ru, был создан в 2016 года российской сетью бытовой техники и электроники «М.видео» (сейчас входит в группу «М.видео-Эльдорадо»). По сей день 15% сервиса принадлежат «М.видео-Эльдорадо» и основателю сервиса Александру Тынковану.

Известно, что «М.видео-Эльдорадо» тесно связано с семьей скандального предпринимателя Михаила Гуцериева, который недавно попал под санкции. «Интерфакс» писал, что на 21 июня 2021 года 50% акций ПАО «М.видео» принадлежат компании Ericaria Holdings Limited, бенефициаром которой является Саид Гуцериев (сын Михаила Гуцериева). В свою очередь, 10% акций достались компании Weridge Investments Limited, которая является дочерней компанией ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции», крупнейшим миноритарным акционером последнего называют Саида Гуцериева.

После того, как Гуцериев-старший оказался под санкциями, пошли разговоры, что это может отразится и на ПАО «М.видео». Но, что называется, «пронесло» — мог ли тут помочь «Сбербанк»? Учитывая, что тема маркетплейсов близка лично к Льву Хасису, не исключено и его личное вмешательство.

В чьих интересах?

Дело в том, что Лев Хасис связан со «Сбермаркетом», ранее имевшим название  Instamart (юрлицо — ООО «Инстамарт Сервис»). Эта компания, в свою очередь, на 100% принадлежит кипрской ИНСТАМАРТ ХОЛДИНГ ЛТД.

Ранее этим иностранцем владел никто иной, как первый зампред Сбербанка Лев Хасис. Собственно, вообще-то изначально он занимался маркетплейсом в частном порядке, инвестировав в него еще в 2018 году. С февраля 2017 года он инвестировал также в американские стартапы Boxed.com, LendingHome.com. Тогда некоторые расценили это как попытку стать бизнес-ангелом (то есть частным венчурным инвестором, дающим финансовую и экспертную поддержку компаниям на ранних этапах развития), но дальнейшее развитие показало, что Хасис все-таки больше «присматривал» активы для Сбербанка.

В 2019 году Хасис вышел из капитала компании — владельца сервиса доставки еды Instamart. Новым владельцем пакета стал венчурный фонд SBT Venture Fund II, одним из инвесторов которого является сам же Сбербанк. Хасис конвертировал пакет в Instamart в долю в самом фонде. Выход же Хасиса из участия в компании открыл Сбербанку возможности для развития партнерских отношений с Instamart и участия компании в совместно предприятии.

При этом саму «операцию» по выходу Хасиса из прямого владения назвали «снятием риска конфликта интересов». Но ведь сама сделка и является конфликтом интересов — Хасис продал сервис направлению банка, которое сам же и курирует. И никого в этой ситуации ничего не смутило.

Кроме того, не очень-то понятно, зачем Сбербанку вообще был нужен такой мелкий проект. Тем более, что сейчас госбанк имеет и вовсе сразу два маркетплейса — «Сбермаркет» и «Сбермегамаркет». Все это наводит на мысль, что Хасис лишь перевел свой личный бизнес «под крыло» финансового учреждения. Но значит ли это, что он и зарабатывает на нем он самостоятельно?..

Иностранный след

Тут впору вспомнить, сколько интересных разговоров ходит о господине Хасисе. Много шума в свое время наделали всплывшие в сети документы, которые первоначально пытались представить, как внутреннюю базу самого «Сбербанка», своего рода реестр неблагонадежных людей, с которыми банку нельзя вести работу. И там непонятно каким образом, среди прочих, оказались имена миллиардера Владимира Потанина и Льва Хасиса.

Не исключено, что все это могло быть банальным «вбросом». Тем не менее, вопросы к Хасису возникали и до его прихода в госбанка. Дело в том, что в 2011-2013 годах он был старшим вице-президентом ритейлера Walmart Stores Inc. До этого в течение пяти лет руководил в России компаний X5 Retail Group, которая известна своей разветвленной офшорной структурой. И симпатию к ним Хасис, видимо, не утратил – тут уместно вспомнить как раз историю со «Сбермаркетом».

По неподтвержденной информации, Хасис даже может иметь американский паспорт, и представлять интересы Германа Грефа в этой стране, куда может летать на принадлежащем госбанку бизнес-джете Gulfstream G650. Разумеется, в самом финансовом учреждении это подтвердить не могут.

Между тем, недавно фамилии и Грефа, и Хасиса звучали в громком скандале — очередной публикации офшорных документов под названием «Досье Пандоры» (по аналогии с «Райским досье»). Якобы, на счетах, которые могут быть связаны с Грефом, нашлось порядка 50 млн долларов в Сингапуре и Самоа. Впрочем, звучали также мнения, что он вряд ли смог бы заработать такие деньги за всю свою карьеру.

Кстати, по поводу офшоров: в сети гуляют документы, в которых некий Михаил Кокорич просит убежища в США. Оказалось, что Кокорич может быть собственником многомиллиардного бизнеса в Штатах — группы Momentus. Как следует из документа, имеющегося в распоряжении The Moscow Post,  Кокорич владеет он компанией совместно с Ольгой Хасис-Финкельштейн-Беспечной. По чистейшему совпадению супругу Льва Хасиса (правой руки Германа Грефа) как раз зовут Ольга.

Но это еще цветочки, ведь на американском сайте самой компании указано, что к работе группы может иметь отношение бывший замминистра обороны США Джон Род, а также бывший глава космического агентства развития Пентагона. Нехилые бизнес-связи вырисовываются у Хасиса!

Недаром говорят, что бывших бизнесменов не бывает — а в госбанк на работу Хасис пришел как раз из частных структур. Значит, он до сих пор может заниматься предпринимательством, вот только делать это за «ширмой» Сбербанка. Уточним, что таковы предположения, но, по крайней мере, это бы объяснило, зачем вдруг госбанку понадобилось сразу два маркетплейса.