Любовный треугольник мэра Самары, губернатора и Вексельберга

Взаимная "любовь" Елены Лапушкиной, Дмитрия Азарова и Виктора Вексельберга довела до прокуратуры.

Прокуратура Самары выявили нарушения при взаимодействии городской администрации в лице главы города Елены Лапушкиной и входящей в Группу "Ренова" Виктора Вексельберга компании "Самарские коммунальные системы" (СКС). В нарушении концессионного соглашения СКС не оплатил более 6 млн рублей за использование городских объектов водоснабжения и водоотведения, а Лапушкину это, похоже, полностью устраивало. Что выглядело очень странно на фоне ежегодной миллиардной прибыли этой компании.

Наверняка, печется о благоденствии "Реновы" в Самарской области и местный губернатор Дмитрий Азаров, поскольку "Ренове" отданы не только самарские, но и тольяттинские объекты инженерной инфраструктуры. Видимо, по логике Азарова, интересы Вексельберга ему ближе и понятнее, чем чаяния населения, страдающего из-за многочисленных коммунальных аварий и непомерных тарифов.

При чем тут Лапушкина разбирался корреспондент The Moscow Post в Самарской области.

У Вексельберга режим "амнезия"

В прокуратуре Самары сообщили, что компания СКС нарушила концессионное соглашение, заключенное в 2019 году которому власти в лице главы Самары Елены Лапушкиной отдали СКС объекты водоснабжения и водоотведения до 2047 года безвозмездно, то есть даром. СКС пообещала, что якобы будет вкладываться в ремонт сетей. Концессионное соглашение поддержал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. При этом в первый раз СКС смог получить муниципальное имущество (по договору аренды) еще в 2012 году, когда Азаров был мэром Самары, писал 63.ru. Так что у Азарова с бизнесом Вексельберга давние связи.

Понятно дело, получив имущество, которое может приносить регулярный доход, в СКС, очевидно, включили режим "амнезия". Компания нарушала сроки выполнения работ, "забывала" представлять отчетные документы. Но Лапушкина тревожить коммерческую организацию не спешила. Прокуратура оказалась не столь лояльна к СКС и по итогам проверки заставила компанию оплатить в казну 6,2 млн рублей, а также обязала организацию оплатить неустойку в размере 34,9 млн рублей.

СКС входит в Группу "Ренова" Виктора Вексельберга. Непосредственно СКС принадлежит ООО "РКС-Холдинг", то в свою очередь – ООО "Технопром", а эта компания на 100% принадлежит ПАО "Т Плюс" – один из опорных активов Группы "Ренова". К слову, такая же цепочка наблюдается и в случае с ООО "Волжские коммунальные системы" (ВоКС). Эта компания получила в распоряжение объекты водоснабжения, водоотведения в Тольятти.

Кроме того, следует напомнить, что "Т Плюс" контролирует ТЭЦ Самарской области (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск). Также "Т Плюс" Вексельберга владеет тепловыми сетями и другими активами, доставшимися этой компании от "добрых" муниципалитетов региона по соглашениям, аналогичным тем, что вскрыла прокуратура Самары. Кроме того, аэропорт "Курумоч" также находится под контролем "Реновы". То есть степень влияния бизнеса Вексельберга на Самарскую область сложно недооценить.

Соответственно, СКС, ВокС, "Т Плюс" и аэропорт качают в регионе прибыль по полной программе. Причем стоит обратить внимание на рост показателей этих организаций. Начнем с СКС.

Кроме того СКС, ВоКС и "Т Плюс" – аффилированные организации, плотно взаимодействуют друг с другом. Это видно из объемов прокачки средств в рамках госзакупок.

Получается, что "Т Плюс" является крупнейшим заказчиком для СКС и ВоКС, которые поставляют воду на ТЭЦ. Такое взаимодействие аффилированных компаний потенциально открывает широчайшие возможности для коррупционных связей. То же самое касалось взаимоотношений "Т Плюс" с другими "дочками" – КТС, ПСК, ПТС, ЕТК и "Энергосбыт Плюс". Ну, например, при желании можно "играть" на НДС и его возврате за счет повышения объемов и цены якобы поставленной воды и тепла. Сам себе же продают, кто проверит? А все затраты можно включить в тарифы для населения, которые утверждают власти.

Как писали 63.ru, в 2017 году СКС через ФАС России добилась двойного увеличения тарифов. За время работы СКС расценки значительно изменились. Если в 2012 году тариф на водоснабжение составлял 16,1 руб. за кубометр, то в 2021 году он был равен уже 36,48 рублей. То есть повышения произошло более, чем в два раза. Услуги водоотведения подорожали за этот период с 6,84 до 20,08 рублей, то есть в три раза. При таких масштабах бизнеса понятно, отчего вдруг Лапушкина и Азаров, судя по всему, предпочитает делать вид, что никаких нарушений в деятельности СКС и "Т Плюс" якобы не происходит.

При этом коммунальные аварии в той же Самаре происходят с пугающей частотой. Так в октябре 2020 года автомобиль провалился в яму с горячей водой на ул. Физкультурной, писало 63.ru. Прорвало трубопровод компании ПТС – дочки "Т Плюс". Из-за этого без горячего водоснабжения осталось более 2000 человек и несколько социально важных учреждений.

В октябре 2021 года еще один автомобиль провалился в яму с холодной водой, это произошло на пересечении улиц Красных Коммунаров и Физкультурной, писала "Комсомольская правда в Самаре". В декабре 2021 году "Рено-Логан" свалился в яму, разрытую силами компании ПТС, писал сайт 63.ru. И эти истории при желании можно продолжать и продолжать.

Своим – все лучшее

Умеют губернатор Азаров и его ставленница градоначальница Лапушкина проявлять заботу и о других бизнес-проектах, причем также завязанных на сбор средств с населения. Речь, например, об основном пассажирском перевозчике ООО "СамараАвтоГаз" (САГ). Мэрия Самары передала этой компании основное имущество муниципального предприятия "Пассажиравтотранс" (134 автобуса, недвижимость и так далее). В результате, "Пассажиравтотранс" лишился возможности зарабатывать на перевозках, а САГ, наоборот, получил возможность хорошо зарабатывать.

В момент заключения скандальной сделки компанию связывали с именем бенефициара группы "Вид", бывшего министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (2004-2006 гг.), бывшего председателя комитета по бюджету Самарской губернской думы (2007-2016 гг.) Алексея Ушамирского. Того принято было считать очень авторитетным бизнесменом, в свое время якобы близко общавшимся с такими легендарными для Тольятти и Самарской области личностями, как Игорь Сиротенко и Юрий Быков, также известные в определенных кругах как "Сирота" и "Юра Бык".

Касательно сделки с САГ УФАС по Самарской области даже подозревал Елену Лапушкину в нарушении антимонопольного законодательства и лоббировании интересов САГ, писал "Коммерсант". Но САГ до сих работает на самарском рынке перевозок. Видимо, губернатор Азарова постарался.

Проявляет "близорукость" глава Самары Елена Лапушкина и касательно газопроводов. "Царьград" писал, что прокуратура выявила ее бездействие по поводу обслуживания 82 метрового участка газопровода на ул. Луначарского. Вообще "газовая" тема, пожалуй, даже более важная для Лапушкиной и губернатора Азарова, чем другие. Ведь в прошлом Дмитрий Азаров был генеральным директором (2001-2006 гг.) ООО "Средневолжская газовая компания" (СВГК), бенефициаром которой является самарский олигарх Владимир Аветисян. Азарова за глаза называют чуть ли не воспитанником Аветисяна.

К слову, в свое время тот "реформировал" РАО "ЕЭС России" вместе с Анатолием Чубайсом. Причем "дореформировался" до того, что стал совладельцем "Волжской ТГК" (сегодня эта компания называется "Т Плюс"). Но Автисяну пришлось уступить компанию Вексельбергу. Также Владимир Аветисян был известен как советник гендиректора госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова. Чемезов, в частности, доверил Аветисяну формировать холдинг по производству автокомпонентов. Но, не без участия Аветисяна, постепенно предприятия этого холдинга начали испытывать финансовые проблемы.

При этом СВГК, председателем правления которой является сын Владимира Аветисяна Иван Аветисян, плотно взаимодействует с "Т Плюс" Вексельберга. По сетям СВГК на ТЭЦ "Т Плюс" идет газ. Правда, компания спорят о задолженностях, но, возможно, для вида. Тем более, что неформально проблемы с "Т Плюс" вполне могут быть решены за счет участия главы Самары Елены Лапушкиной и губернатора Дмитрия Азарова через те же договоры о передаче имущества "дочкам" "Т Плюс" или нежелания беспокоить СКС и "Т Плюс" ремонтами стремительно ветшающих сетей.