Больше банков в Потанина не лезет

«Интеррос» после покупки Росбанка и 35% в Тинькофф Банке больше не планирует новых приобретений в банковской сфере, заявил основной владелец компании Владимир Потанин. 

Он рассказал, что владельцы этих банков сами на него вышли. После сделки с Росбанком «Интерросу» предложили купить «Юникредит», однако сделка компанию не заинтересовала.

Объединять купленные банки и увеличивать свою долю в головной компании Тинькофф Банка «Интеррос» не планирует, поскольку в этом нет смысла, заявил в интервью «Интерфаксу» Потанин. «Мы не видим никакой синергии у этих банков и относимся к ним абсолютно по-разному. Для нас “Тинькофф” — это высокотехнологичная финтеховская компания, а Росбанк — это классический, разумно консервативный банк», — объяснил бизнесмен.

По его словам, более вероятен вариант будущего привлечения менеджментом Тинькофф Банка партнеров для развития бизнеса и открытия новых рынков. «Интеррос» хочет сохранить максимальную независимость управления двух банков, поэтому интересуется активами в сфере Hi-Tech. Помимо стартапов рассматривает и лидеров рынка. Компания финансирует свои покупки за счет накопленных дивидендов от «Норникеля», отметил Потанин.

Инвестиция без вмешательства

В отличие от покупки Росбанка, приобретение 35% в головной компании Тинькофф Банка TCS Group — портфельная инвестиция. Управлять ею будет фонд Winter Capital во главе с Алексеем Башкировым, который и структурировал эту сделку. По мнению Потанина, такая модель докажет портфельный характер инвестиции и крайне низкий уровень вмешательства нового акционера в дела банка. «В интересах акционеров этого банка, его менеджмента и клиентов, чтобы уровень нашего вмешательства ограничивался разговорами о стратегии. Стратегия может быть связана с продвижением технологий, может быть, за рубежом, с какими-то цифровыми проектами», — объяснил владелец «Интерроса».

У компании нет планов по увеличению доли в TCS Group и выкупу акций миноритариев. Потанин считает, что перспективы такого высокотехнологичного бизнеса, как Тинькофф Банк, возрастают, если они развиваются независимо, имеют большое число акционеров и ассоциируются у всех участников рынка с независимой структурой. Владелец «Интерроса» считает, что 35% — это уже большая доля.

В будущем скорее в бизнес войдут новые партнеры, и доля компании сократится, чем произойдет выкуп и консолидация, считает Потанин. Он добавил, что инициатива в вопросе привлечения новых инвесторов должна исходить от менеджмента Тинькофф Банка.

«<…> В нашем понимании, это [Тинькофф Банк] высокотехнологичная компания, которая обладает определенными преимуществами в финтехе и способна развивать технологии в этой сфере. В том числе, возможно, и за рубежом», — предположил Потанин. Он добавил, что «Интеррос» готов и сам участвовать в развитии технологичного бизнеса в Европе, но пока готовых планов нет. «Я думаю, что в ближайшее время все будет оставаться как есть. Команда должна привыкнуть к новой ситуации, к новому крупному владельцу», — добавил Потанин.

«Назвать сотни миллионов долларов копейками у меня язык не поворачивается»

До сделки у «Интерроса» уже был небольшой пакет акций TCS Group, напомнил владелец компании. Он добавил, что «Интеррос» присматривался не только к Тинькофф Банку, но и к другим лидерам российского Hi-Tech, таким как «Яндекс», HeadHunter и ivi, в которых у компании тоже есть доли. «Мы на них внимательно смотрели и, конечно, не могли пройти мимо такой возможности, которая представилась в связи с тем, что основатель Тинькофф Банка [Олег Тиньков] решил продавать свою долю», — сказал он.

Стороны не раскрывали сумму сделки, но Тиньков ранее в интервью говорил, что расстался с активом «за копейки». Потанин с этим не согласился. «Назвать сотни миллионов долларов копейками у меня язык не поворачивается. Для меня это большие деньги», — отметил владелец «Интерроса».

В январе 2022 года, незадолго до конфликта на Украине, крупный американский инвестфонд предлагал Тинькову за 5% акций TCS $725 млн, что соответствовало бы оценке всей группы примерно в $14,5 млрд, а 35% пакета — около $5 млрд.

Тиньков в интервью The New York Times благодарил Потанина за возможность получить хоть какие-то средства от продажи актива, которая оказалась неизбежной после критики основателя банка в отношении действий России на Украине.

По словам Потанина, они с Тиньковым о цене вообще не говорили. «Я исходил из того, что он продает за ту цену, которая его по каким-то причинам устраивает. Мне показалось, что его больше интересовали вопросы сохранения бизнеса, команды и вообще будущего банка», — объяснил бизнесмен. Ему показалось, что для Тинькова «важнее было, чтобы банк попал в хорошие руки».

Цивилизованная поддержка

«Мы с сожалением восприняли известие о том, что группа Societe Generale вынужденно уходит с нашего рынка. Нас устраивали их банковские продукты и возможность осуществлять партнерские проекты с Росбанком — в частности, по работе с цифровыми финансовыми активами», — сказал он. «Интеррос» был заинтересован в том, чтобы Росбанк остался «в том же независимом, самостоятельном и эффективном виде, в котором он был», отметил бизнесмен. Сделка была не просто партнерской для цивилизованного ухода Societe Generale с рынка, но эмоциональным решением самого Потанина — «возвращение Росбанка, так сказать, в семью “Интерроса”, откуда он и происходил». При этом инициатива по сделке исходила от продавца, уверяет Потанин. По его словам, давние партнерские связи и тот факт, что «Интеррос» — основатель банка, позволили договориться о сделке и довольно быстро ее закрыть.

Теперь «Интеррос» собирается поддержать стандарты управления банка, сохранив независимых членов в совете директоров, позиции менеджмента и программ его стимулирования. Более того, компания Потанина заместит Societe Generale в субординированных кредитах на 43 млрд рублей, составляющих часть капитала Росбанка. «Интеррос» перекредитует эти обязательства, предоставленные Росбанку французским конгломератом, уточнил Потанин. «Они не гасятся, они остаются в капитале Росбанка, что дает ему очень серьезный запас по капиталу», — добавил он. И кредиты останутся на балансе банка ровно столько, сколько нужно для сохранения его устойчивости.

Инвестиции и Hi-Tech

«Интеррос» сохраняет аппетит к инвестициям в высокотехнологичные российские компании, которые занимают лидирующие позиции на рынке. На такие сделки «Интеррос» готов выделить средства не только из созданного в прошлом году и ориентированного на Hi-Tech проекты фонда с капиталом в $1 млрд, но и более значительные ресурсы. По словам Потанина, компанию интересуют не только стартапы, но и продвинутые и состоявшиеся участники рынка.

«Считаем, что хайтек наряду с сырьевым бизнесом, туризмом и финансовыми технологиями — это то, куда должен двигаться “Интеррос”», — заявил бизнесмен. Перспективные направления в этой сфере — изучение возможностей мозга, создание сенсоров, разработки нейроморфных компьютеров, а также инвестиции в возобновляемые источники энергии вплоть до работы с производством зеленого водорода.