Рустам Тарико

Мельниченко, Михельсон, Лисин — кто оставит детям больше всех

В рейтинге самых богатых наследников российских миллиардеров 52 представителя второго поколения,. Вместе они унаследуют 268 миллиарда долларов.

По оценкам Forbes, на 29 апреля 2022 года в России насчитывалось 113 миллиардеров с совокупным состоянием $522 млрд. Если эту сумму поделить поровну на общее количество их детей (340), все они тоже будут миллиардерами со средним результатом $1,5 млрд.

В нашем списке представлено 20 семей, где на каждого наследника приходятся самые крупные суммы, не менее $2,6 млрд. В этих семьях всего 52 ребенка, совокупное состояние их родителей — $268 млрд.

Состав участников рейтинга по сравнению с прошлым годом изменился, в нем появилось пять новых наследников из двух семей: двое детей основателя финтех-сервиса Revolut Николая Сторонского (№13 в рейтинге, $3,55 млрд на каждого ребенка) и трое сыновей Дмитрия Бухмана, совладельца игровой компании Playrix (№18, $2,7 млрд на каждого). Его старшего брата Игоря Бухмана в списке нет — состояние у него такое же, $8,1 млрд, но оно делится на четверых детей, каждому из которых достается по $2 млрд, что ниже порогового для рейтинга значения.

Детям Сторонского и Бухмана уступили место наследники вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна и основного акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука. В прошлом году мы делили наследство Федуна только на двух его взрослых детей, а в этом учли еще четверых несовершеннолетних от гражданской жены Заремы ­Салиховой. На каждого из шестерых пришлось по $1,3 млрд.

Методика составления рейтинга не менялась: мы берем состояние миллиардера и делим его на всех признанных детей. Мы не учитываем в расчетах супружеские доли. Также мы не берем в расчет заявления участников списка, в частности Михаила Фридмана и Владимира Потанина, о том, что больших денег своим детям они оставлять не собираются и свои миллиарды отдадут на благотворительность.

Самым богатым наследником ($21,4 млрд) уже много лет остается Юсуф Алекперов, единственный сын крупнейшего акционера «Лукойла» Вагита Алекперова. На втором месте дочь и сын основателя «Еврохима» и СУЭКа Андрея Мельниченко (по $11,35 млрд), на третьем — наследники совладельца «Сибура» и «Новатэка» Леонида Михельсона (по $11,35 млрд). 

1. Вагит Алекперов

Состояние: $21,4 млрд
Место в списке Forbes: №5
Доля одного ребенка: $21,4 млрд
Наследник: Юсуф Алекперов (1990)

Юсуфу Алекперову, сыну основателя «Лукойла», принадлежит 0,2% акций компании, в мае 2022 года они стоили $90 млн. Ему же достанется и пакет отца (28,3%): попав под санкции Великобритании в апреле 2022-го, Вагит Алекперов ушел из руководства «Лукойла», но со своими акциями не расстался. У Алекперова-младшего есть холдинг «Экто» — шесть компаний, крупнейшей из них по выручке (11,4 млрд рублей за 2021 год) пока остается «Лукавто», дилер Mercedes-Benz. Самая молодая в группе — «Типзз» (чаевые онлайн), создана в октябре 2021-го. Компания «Юсал», которая занималась управлением недвижимостью Юсуфа и Алисы после их свадьбы, с ноября 2021-го находится в стадии ликвидации.

2. Андрей Мельниченко

Состояние: $22,7 млрд
Место в списке Forbes: №3
Доля одного ребенка: $11,35 млрд
Наследники: Тара Мельниченко (2012), Адриан Мельниченко (2017)

У владельца компаний «Еврохим» и СУЭК Андрея Мельниченко и его супруги, бывшей сербской модели и солистки белградской группы Models Александры Мельниченко (в девичестве Николич) двое детей: девятилетняя Тара и пятилетний Адриан. Тара владеет тремя языками (русским, английским и сербским) и обучается по школьной программе. Раньше вместе с мамой девочка посещала Недели высокой моды в Европе. Всей семьей Мельниченко любили путешествовать на своей парусной яхте «А», но весной 2022 года, после введения против бизнесмена санкций Евросоюза, эта яхта была задержана в порту Триеста. В распоряжении Мельниченко по-прежнему остается его первая мегаяхта — моторная «А».

3. Леонид Михельсон

Состояние: $22,7 млрд
Место в списке Forbes: №4
Доля одного ребенка: $11,35 млрд
Наследники: Виктория Михельсон (1992), сын (2015)

Дочь основного владельца компаний «Новатэк» и «Сибур» Виктория Михельсон изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и Институте Курто в Лондоне. В 2016–2017 годах входила в попечительский совет New Museum. До 2016 года музей получал пожертвования от семьи Михельсона. Виктория живет в Цюрихе, курирует проекты в фонде поддержки молодых российских художников V-A-C («Виктория — Искусство быть современным»), созданном ее отцом, входит в экспертные советы Фонда Никола Труссарди (Милан) и фестиваля «Кинезис: Искусство в движении» (Палермо). Ей также принадлежит Специализированный фонд целевого капитала для поддержки культуры и искусства «Расширение пространства». Сын Михельсона — ее сводный брат.

4. Владимир Лисин

Состояние: $24,9 млрд
Место в списке Forbes: №2
Доля одного ребенка: $8,3 млрд
Наследники: Дмитрий Лисин (1981), Юрий Лисин (1984), Анастасия Лисина (1998)

Сыновья Владимира Лисина занимаются семейным бизнесом. Дмитрий, выпускник Лондонской школы экономики и РАНХиГС, работал в компаниях отца с середины 2000-х, входил в советы директоров Первой грузовой компании и Первой портовой компании. Юрий живет в Лондоне, владеет люксембургской компанией RiskInvest Holding, ей принадлежат 4,26% акций Fletcher Group, в которую входит НЛМК. В совет директоров Fletcher Group входит его сестра Анастасия. В 2020 году она с отличием окончила бакалавриат МШЭ МГУ и, по сообщениям липецких СМИ, вышла замуж. В июне несколько российских СМИ распространили фото Владимира Лисина с девочкой лет семи, сделанное на горнолыжном курорте. Юристы бизнесмена обратились в правоохранительные органы.

5. Павел Дуров 

Состояние: $15,1 млрд
Место в списке Forbes: №9
Доля одного ребенка: $7,55 млрд
Наследники: Алина (2009), Михаил Дуров (2010)

Информацию о своих детях основатель «ВКонтакте» и Telegram тщательно скрывает. О них впервые стало известно в 2014 году, когда издание Lifenews опубликовало ответ на свой запрос в отдел ЗАГС Приморского района Санкт-Петербурга, где жили родители Дурова, в квартире которых были прописаны его дети. В опубликованной Lifenews справке имена затерты, оставлены только первые буквы: «А» у девочки и «М» у мальчика. Информацию о детях подтвердил сокурсник Дурова и его бывшей жены Дарьи Бондаренко, которая сейчас живет в Барселоне, в документальном фильме Родиона Чепеля, вышедшем в апреле 2021-го. Имен детей он не назвал. Forbes удалось узнать их — дочь зовут Алина, сына — Михаил.

6. Геннадий Тимченко

Состояние: $19,5 млрд
Место в списке Forbes: №7
Доля одного ребенка: $6,5 млрд
Наследники: Наталья Браунинг (1978), Ксения Франк (1985), Иван Тимченко (1995)

Старшая дочь совладельца «Новатэка» и «Сибура» Наталья изучала английскую литературу в Оксфорде. В 2002-м вышла замуж за выпускника Оксфорда Питера Браунинга, с ним впоследствии развелась. Живет в Лондоне. Ксения окончила Эдинбургский университет, изучала философию и французский, увлекается шахматами и театром. Работает в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко. У Ксении, как и у родителей, есть гражданство Финляндии. Она замужем за сыном гендиректора «Совкомфлота» Глебом Франком, воспитывает двух сыновей. Ее брат Иван родился в Хельсинки, изучает международные отношения в Женевском университете. В марте США ввели санкции против обеих дочерей и Глеба Франка, после чего он продал долю в Русской рыбопромышленной компании.

7. Искандер Махмудов

Состояние: $6,4 млрд
Место в списке Forbes: №27
Доля одного ребенка: $6,4 млрд
Наследник: Джахангир Махмудов (1987)

Сын основного акционера УГМК Джахангир окончил Лондонскую школу экономики и бизнес-школу Hult и с 2012 года работает в России в группе отца. В октябре 2019-го он был назначен директором по трансформации УГМК, а до этого четыре года работал директором по коммерческим и финансовым вопросам Челябинского цинкового завода, входящего в  группу. Его задача — внедрение в УГМК новых навыков и инструментов, в том числе и цифровых, для повышения эффективности работы компании. Его отец и Андрей Бокарев с марта 2022 года перестали контролировать УГМК — партнеры снизили свои доли после начала «спецоперации»* из-за риска персональных санкций. В апреле 2022-го Бокарев попал под санкции Великобритании, а Махмудов — нет.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

8. Виктор Рашников

Состояние: $11,5 млрд
Место в списке Forbes: №12
Доля одного ребенка: $5,75 млрд
Наследники: Татьяна Рахно (1970), Ольга Рашникова (1977)

Старшая дочь владельца «Магнитки» Татьяна в середине нулевых занималась поставками продукции комбината за рубеж. Позже начала свой бизнес, с 2014-го владеет строительной компанией «Реконструкция». Татьяна живет в Лугано. Там же в Колледже Франклина училась Ольга, она работала на ММК 13 лет, в последние годы директором по финансам московского представительства. В 2017-м ушла, сохранив место в совете директоров. Ольга владеет 16-комнатным особняком Villa Nellcote в Вильфранш-сюр-Мер на Французской Ривьере и квартирой в Москве площадью 500 кв. м в престижном ЖК «Гранатный палас», расположенном в районе Патриарших прудов в Гранатном переулке. У нее трое детей. После введения санкций Евросоюза против Рашникова французские власти заморозили виллу.

9. Сулейман Керимов с семьей 

Состояние: $15,6 млрд
Место в списке Forbes: №8
Доля одного ребенка: $5,2 млрд
Наследники: Гульнара Керимова (1990), Саид Керимов (1995), Амина Керимова (2003)

Сын члена Совета Федерации от Республики Дагестан Саид Керимов в 2016 году окончил факультет Международного бизнеса и делового администрирования МГИМО. Именно он владеет основными активами семьи. После начала «спецоперации», в марте 2022 года, Сулейман Керимов попал под санкции Великобритании, в апреле та же участь постигла и его сына. За две недели до этого Саид успел снизить свою долю в золотодобывающей компании «Полюс» с 76,34% до 46,35%. В мае он передал оставшийся пакет Фонду поддержки исламских организаций. Старшая сестра Саида Гульнара в 2014 году вышла замуж. В 2016 году вместе с братом стала членом совета директоров «Полюса», но задержалась там ненадолго, до декабря 2017 года.

10. Андрей Гурьев с семьей

Состояние: $9,6 млрд
Место в списке Forbes: №15
Доля одного ребенка: $4,8 млрд
Наследники: Андрей Гурьев (1982), Юлия Гурьева-Мотлохов (1985)

Младший Андрей Гурьев после начала «спецоперации», в марте 2022 года, попал под санкции ЕС и ушел с поста гендиректора «Фосагро», компании своего отца, в которой проработал более 18 лет. Он живет в Москве с женой и двумя детьми, занимается делами Российской ассоциации производителей удобрений, которую возглавляет с 2016 года. Его сестра Юлия Гурьева-Мотлохов — соучредитель Благотворительного фонда Андрея Гурьева, активно участвует в его работе. Ее муж Алексей Мотлохов — сын бывшего заместителя губернатора Мурманской области, управляет накоплениями семьи в хедж-фонде Kola Capital. Юлия с мужем и тремя детьми живет в Лондоне, в районе Хайгейт, рядом со знаменитым особняком Витанхерст своего отца.

11. Владимир Потанин

Состояние: $28,3 млрд
Место в списке Forbes: №1
Доля одного ребенка: $4,05 млрд
Наследники: Анастасия Потанина (1984), Иван Потанин (1989), Василий Потанин (1998), Варвара Потанина (2012), Даниил Потанин (2014), Ульяна Потанина (2017), Федор Потанин (2017)

Старшие дети Потанина серьезно занимались аквабайком: Иван не раз выигрывал чемпионаты России, Анастасия трижды становилась чемпионкой мира. В 2018-м она вышла замуж за инструктора по спортивно-бальным танцам Артема Кручина. Потанин устроил дочери свадьбу в Антибе и рекомендовал ей не заключать брачный контракт. Ее братья живут в США. Иван окончил МГИМО, работал аналитиком в нью-йоркской финансовой компании LR Global. Василий учился сначала в Школе бизнеса Теппера, затем в Колледже информационных систем и государственной политики имени Хайнца при Университете Карнеги — Меллона, увлекается горными лыжами. С 2019-го живет в своем доме в Питтсбурге, любит путешествовать по Америке. Четверых младших детей миллиардеру родила вторая жена Екатерина.

12. Андрей Козицын

Состояние: $3,8 млрд
Место в списке Forbes: №34
Доля одного ребенка: $3,8 млрд
Наследница: Мария Козицына (1999)

Летом 2015 года единственная дочь генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК) окончила Ломоносовскую школу «Интек» в Истринском районе Подмосковья с золотой медалью «За особые успехи в обучении». После школы поступила на платное отделение экономического факультета Высшей школы экономики. Окончив бакалавриат и защитив в 2019 году выпускную квалификационную работу о влиянии элементов корпоративного управления на уровень раскрытия корпоративной социальной ответственности в странах БРИКС, Козицына поступила в магистратуру ВШЭ на факультет мировой экономики и мировой политики.

13. Николай Сторонский 

Состояние: $7,1 млрд
Место в списке Forbes: №22
Доля одного ребенка: $3,55 млрд
Наследники: двое детей

Основатель финтех-сервиса Revolut (международные переводы в разных валютах по биржевому курсу без комиссий платежных систем) Николай Сторонский с 2006 года живет и работает в Лондоне. Про его жену и двоих детей в публичном пространстве никакой информации нет, сам Сторонский на запрос Forbes ничего не ответил, а его представители сообщили, что не разглашают информацию о семье Николая «for privacy reasons». Известно только, что дети несовершеннолетние и учатся в школе. С начала «спецоперации» Сторонский старается всячески дистанцироваться от России — на ее территории Revolut больше не работает, московский офис компании закрыт.

14. Сергей Галицкий 

Состояние: $3,3 млрд
Место в списке Forbes: №36
Доля одного ребенка: $3,3 млрд
Наследница: Полина Галицкая (1995)

Дочь основателя сети «Магнит» Полина училась в государственной гимназии в Краснодаре, а затем, как и родители, окончила Кубанский государственный университет по программе «экономика». На старших курсах университета Полина интересовалась отцовской компанией: присутствовала на совещаниях, общалась с начальниками подразделений, вникала в подробности управления. По словам Галицкого, в наследство дочери он планирует оставить ограниченное количество денег. «Она согласилась со мной. Следующее поколение должно иметь мотивацию. В гробу карманов нет», — пояснял бизнесмен. Полина недолгое время была замужем за краснодарским предпринимателем Артемом Лукомцом.

15. Дмитрий Рыболовлев

Состояние: $6,6 млрд
Место в списке Forbes: №24
Доля одного ребенка: $3,3 млрд
Наследницы: Екатерина Рыболовлева (1989), Анна Рыболовлева (2001)

Старшая дочь бывшего владельца «Уралкалия» Екатерина замужем за латиноамериканским политиком и бизнесменом Хуаном Сартори, с которым познакомилась в Университете Лозанны (HEC Lausanne). Сартори с осени 2019 года является сенатором в Уругвае. Екатерина не работает, но состоит в совете директоров футбольного клуба «Монако», принадлежащего ее отцу, и время от времени посещает матчи клуба. Екатерина с Хуаном живут между Уругваем, Монако и Лондоном, у них двое маленьких детей. Младшая дочь Рыболовлева Анна, окончив школу в Швейцарии, живет в Женеве с матерью, учится на юриста на третьем курсе одного из швейцарских вузов, стажируется по специальности в местной компании. Иногда ходит с отцом под парусом.

16. Алексей Мордашов

Состояние: $20 млрд
Место в списке Forbes: №6
Доля одного ребенка: $2,85 млрд
Наследники: Илья Митюков (1986), Кирилл Мордашов (1999), Никита Мордашов (2000), Мария Мордашова (2009), Анастасия Мордашова (2012), Даниил Мордашов (2014), Алена Мордашова (2020)

Со старшим сыном Ильей владелец «Северстали» давно не общается, так же как и с его матерью, своей первой женой Еленой Митюковой, с которой развелся в 1996 году. От второй жены, тоже Елены, у него два сына — Кирилл и Никита. Им Мордашов в 2019 году передал 65% от своих пакетов акций золотодобывающей компании Nordgold и туристической TUI. В 2020-м Никита бросил ВШЭ, ушел в армию и передал все свои акции старшему брату Кириллу, в декабре 2021 года отец забрал все акции обратно себе, а в феврале 2022-го попал под санкции ЕС и передал их жене Марине. Она родила бизнесмену четверых младших детей. Трое ходят в созданную ею школу Wunderpark на Новой Риге.

17. Александр Фролов

Состояние: $2,7 млрд
Место в списке Forbes: №45
Доля одного ребенка: $2,7 млрд
Наследник: Александр Фролов (1988)

Сын совладельца «Евраза» начинал карьеру в компании отца. Отработав год, он перешел в УК «Тройка Диалог» на должность аналитика по телекомам и IT-сектору. Он попробовал себя и на госслужбе в «Росатоме», где через восемь месяцев стал директором Департамента ядерной медицины, но разочаровался и уехал в Лондон получать MBA. Там же будущий бизнесмен устроился на работу в венчурный фонд DFJ Esprit, а позже вместе с другом, с которым учился во ВШЭ, создал уже свой фонд. Сейчас под управлением его Target Global более €3 млрд. В 2019 году Фролов-младший стал совладельцем компании Palta, у которой есть доли в мобильных приложениях Flo и Prisma. Женат.

18. Дмитрий Бухман 

Состояние: $8,1 млрд
Место в списке Forbes: №18
Доля одного ребенка: $2,7 млрд
Наследники: три сына (2013-го, 2016-го и 2019 года рождения)

У Дмитрия Бухмана, который вместе со старшим братом Игорем в 2004 году создал разработчика мобильных игр Playrix, три несовершеннолетних сына. У Игоря до последнего времени было три дочери — 2010, 2013 и 2016 года рождения. Симметрия нарушилась в 2022-м, когда у Игоря родился четвертый ребенок, сын. В результате в рейтинг богатейших наследников попал только Дмитрий, хотя всеми совместными активами братья владеют в пропорции 50/50 и обладают одинаковыми состояниями. У обоих братьев есть гражданство Израиля, они вместе с семьями сначала жили там, а потом перебрались в Лондон. У Playrix остаются офисы и в России, и на Украине.

19. Виктор Вексельберг

Состояние: $5,4 млрд
Место в списке Forbes: №28
Доля одного ребенка: $2,7 млрд
Наследники: Ирина Вексельберг (1979), Александр Вексельберг (1988)

Сын владельца ГК «Ренова» Александр — гражданин США по рождению, он окончил Йельский университет, как и его старшая сестра Ирина. С тех пор он живет в Америке, владеет автосалонами Algar Ferrari в Филадельфии и Stewart’s Classics в Денвере, занимается стартапом Rally Rd. (коллективные инвестиции в коллекционные автомобили). С отцом, который с апреля 2018-го под американскими санкциями, встречался в основном в Европе. Теперь это это стало сложнее — в  марте 2022-го против Вексельберга-старшего были введены санкции Великобритании. Дочь Ирина с 2002 года живет в Москве, воспитывает двоих детей, школьников Изабеллу и Марата. С мужем Салаватом Резбаевым она в 2020 году развелась.

20. Михаил Фридман

Состояние: $13 млрд
Место в списке Forbes: №11
Доля одного ребенка: $2,6 млрд
Наследники: Лора Фридман (1993), Катя Фридман (1996), Александр Ожельский (2000), Ника Ожельская (2006), Малка Фридман (2019)

Лора Фридман во время учебы в Йеле танцевала в университетской балетной труппе Yaledancers. Хобби стало профессией — после окончания университета она пошла работать в израильский национальный балет. Катя, окончив Йель, осталась в Нью-Йорке. В январе 2021-го начала учиться в Колумбийском университете по программе MBA. Александр во время пандемии жил в Москве, занимался с партнерами бизнесом (компания SixFigures Development). После начала «спецоперации» переехал в Лондон, где теперь безвылазно живет его отец Михаил Фридман, против которого в феврале 2022-го ввел санкции Евросоюз, а в марте — Великобритания. Александр планирует новый проект — финансовый, связанный с криптовалютой.