Евгений Двоскин

Шприцы «саморазрушились» в Роскосмосе

Учредители компании, благодаря которой Роскосмос понес убытки 309 млн рублей, вновь «кинули» государство?

Пока топов рогозинского «Прогресса» сажают, деньги из госкомпании продолжают течь в карманы коммерсантам?

Три года назад анонсированный властями инновационный проект по созданию саморазрушающихся шприцов за 2,7 млрд рублей – пока не состоится. Фирма «Снабполимер Медицина» решила, что не готова запускать производство в Нижегородской области, но рассчитывает реализовать проект на других площадках.

Согласно информации, опубликованной на сайте «СПИД Центра», за этот контракт могли взяться структуры, близкая к Сулейману Керимову и Алишеру Усманову.

Однако он достался малоизвестной «Снабполимер Медицина». У компании были и лицензии и даже производство в Самаре. Однако этим по контракту занималась «Группа СТК». Директором там выступает Бениомин Ракир. Бизнесмен проходивший по делу хищений в Роскосмосе. Более того, близкие к его семье компании продолжают получать контракты от госкорпорации.

В истории разбирался корреспондент The Moscow Post.

Качая из Рогозина

Предприниматель засветился в одном нелицеприятном эпизоде сотрудничества со структурой «Роскосмоса» АО «РКЦ «Прогресс» — ведущим российским предприятием и одним из лидеров мировой космической отрасли по разработке и производству ракет-носителей среднего класса. Стратегически важным для страны.

Ракир был учредителем компании «СТК-Экспорт 2002», которая участвовала в сделке с «Прогрессом» на поставку станочных центров. По версии правоохранителей, стоимость закупаемого оборудования могла быть существенно завышена, и РКЦ «Прогресс» понес убытки на сумму более чем 309 млн рублей.

Тогда поднялся громкий скандал. Дело в том, что покупали оборудование в Италии. «СТК-Экспорт 2002» ввозило его в Россию под видом составных частей, но среди таможенников слепых не оказалось, так что с компании потребовали плюс 56 млн таможенных платежей. Однако фирма решила быстренько обанкротиться под предлогом завышения курса валют, и в результате бремя ответственности возложили на заказчика.

Так структура Роскосмоса и потеряла кучу денег, а госпожа Светлана Кирилина (руководитель управления финансов и ВЭД «дочки» госкорпорации) угодила за решетку. К слову, Ракир, остался на свободе, а недоплаченные 56 млн рублей возможно были им благополучно «распилены». Также известно, что обвинение о нецелевых тратах бюджетных денег с Кирилиной сняли за истечением срока давности. Вот и еще «плюс в копилку».

Сейчас «Прогресс» пытается оспорить решение суда в взыскании, но последнее решение – оставить предыдущее без изменения. Фото: https://kad.arbitr.ru

Всех на нары, Ракир – свободен

Что еще интересно в этой ситуации, так это факт того, что изначально контракт на поставку с «Прогрессом» заключило ООО «Технокомплектлинии», но потом оно ни с того, ни с сего передало все права и обязанности по договору «СТК-Экспорт 2002». Причем последний еще и завысил цену после этого!

Не потому ли все так случилось, что Кирилина была хорошей знакомой Ракира? Это тоже удалось выяснить в ходе следствия. Судя по всему, план они сформировали вместе. По делу также проходил экс-депутат Самарской облдумы и первый заместитель гендиректора «Прогресса» Сергей Тюлевин. Его и Кирилину приговорили к 9 годам колонии.

Интересно, что заместителем Светланы Кирилиной трудилась дочь второго фигуранта Тюлевина. Однако о том, как сложилась её судьба, ничего неизвестно.

К слову буквально вчера стало известно, что Тюлевина и Кирилину могут обвинить еще в одном подобном преступлении. Их подозревают в заключении с ООО «Союзобщемашимпорт» фиктивного договора на услуги шефнадзора над строительством фундамента и подготовке монтажной площадки для обустройства гидравлического вытяжного пресса. По мнению правоохранителей, работы не были нужны и по факту не выполнялись.

С «Союзобщемашимпортом» в период с 2011 по 2016 года договоры заключал и бывший гендиректор «Прогресса» и отец госпожи Кириллиной Александр, который в прошлом году был приговорен к 8,5 годам колонии за то, что заключил экономически невыгодный для «РКЦ «Прогресс» договор по закупке гидравлического вытяжного пресса по завышенной стоимости на сумму более 125 млн рублей и в дальнейшем оплатил его – сообщал «Интерфакс».

Теневые кураторы на свободе?

Почему же Ракир, хотя и был главой «СТК-Экспорт 2002», на свободе? Дело здесь может быть отнюдь не только в возможном покровительстве чиновников «Роскосмоса». Во-первых, бизнесмен был близок к группе «Юнит» банкира Рафаиля Абдрашитова. Об этом сообщало «Независимое Информационное Агентство Самара». В 2019 году он получил условный срок за мошенничество. К тому же в 2007 году господин Ракир входил в состав регионального политсовета партии «Единая Россия».

Что еще интересно, так это то, что через Ракира цепочка тянется к сыну умершего в 2018 году председателя Самарской губернской думы Виктора Сазонова – Дмитрию Сазонову. В прошлом году его приговорили к 9,5 годам колонии за получение взятки. Его также подозревали в связи с ОПГ «Законовское». Дмитрий работал заместителем главы Управления Росгвардии по Самарской области.

Поясним возможную связь: учредителем «группы СТК» также значится Ракир Елена. Она же – собственник ООО «Дубрава», зарегистрированной по адресу: Самарская область, Волжский р-н, ул. Дубравная (Парк Отель Тер.), д. 3а. Здесь находится парк-отель «Дубрава», где, по слухам, нередко проводятся мероприятия для «важных и ответственных лиц», которые нередко посещал Сазонов-старший. Сазонов и Кирилин могли быть хорошо знакомы друг с другом.

Виктор Сазонов неоднократно избирался в СГД по избирательному округу, на территории которого расположен «Прогресс».

К тому же Кирилин входил в «Союз работодателей». На площадке «Прогресса» он и выступал в присутствии Сазонова и бывшего губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Вместе Кирилин и Сазонов участвовали в массе других мероприятий.

Поговаривают, что Сазонов мог иметь свои барыши с деятельности «Прогресса». Как и его опальный сын. И, если Кирилина уже было не спасти от преследования, то кто знает, может быть в том числе связи в Росгвардии через Кирилина помогли Ракиру замять дело с «Прогрессом»?

Любопытно, что у «ТД «Снабполимер Медицины» (дочерняя «Снабполимер Медицины») тоже есть заключенный с «Прогрессом» контракт. Он активен с 2018 года – то есть уже после того, как начались следственные действия в отношении Кириллиной и иже с ней, но еще в период руководства компанией ее отцом. Странно, что он не был расторгнут с приходом нового руководства.

Фото: https://www.rusprofile.ru

У «Группы СТК» ситуация аналогичная: контрактов с «РКЦ «Прогресс» – аж 36, последний – от конца 2018 года.

Фото: https://www.rusprofile.ru

Итого мы имеем продолжающую функционировать и исполнять контракты от «Прогресса» контору человека, который неясным образом не стал фигурантом уголовного дела вместе с Кирилиными и буквально кинувшую государство с проектом и также связанную контрактами через дочернюю структуру с «Прогрессом» «Снабполимер Медицину», выгодообладателем которой может оставаться Александр Царегородцев.

Осталось добавить, что деньги из «Прогресса» могли бы выводиться в китайскую офшорную фирму — «ЧЖЕЦЗЯНСКАЯ КОМПАНИЯ ЛТД. МЕДИЦИНСКОЙ АППАРАТУРЫ И ИНСТРУМЕНТОВ ХУАФУ», на которую оформлена «Снабполимер Медицина». И не только оттуда. Глава компании Игорь Гонтмахер владеет также несколькими другими фирмами, в которых есть офшоры. Одна из организаций, имеющих отношение к Гонтмахеру — ООО «СКД», в процессе банкротства, несмотря на многомиллионные госконтракты. Кто не работает – тот ест?