Рустам Тарико

Губернаторы Дарькин и Кожемяко не поделили рыбу в Приморье

Акционеры крупнейшего на Дальнем Востоке рыбного порта не смогли распределить прибыль за 2021 год и определиться с выплатой дивидендов. 

Причиной стал затянувшийся конфликт двух групп акционеров: с осени прошлого года ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» делят семьи двух губернаторов Приморья: бывшего Сергея Дарькина и нынешнего Олега Кожемяко.

В середине июня акционер стивидорной компании «Владивостокский морской рыбный порт» Александр Евдокимов предъявил иск на 4,6 млрд рублей к генеральному директору порта Александру Шевченко и основному акционеру порта — московской компании «Геотэкс», подконтрольной семье экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина. В качестве третьих лиц Арбитражный суд Приморского края привлек ООО «Владивостокский морской контейнерный терминал» и ООО «Владивостокский рыбный терминал».

Иски к акционерам на такую сумму в ситуациях, не связанных с банкротством компании, — большая редкость, отмечает Юлия Михальчук, адвокат, советник Saveliev, Batanov & Partners.

«Сумма взыскания велика даже по федеральным меркам, особенно учитывая, что она не делится между десятками ответчиков, а предъявляется директору и одному акционеру, — говорит юрист. — Иски акционеров к акционерам — вообще большая редкость, если компания не банкрот. Обычно акционеры пытаются взыскать убытки только с гендиректора или с членов совета директоров. Нужен очень глубокий конфликт, чтобы акционер пошел на акционера».

Конфликт действительно глубок и связан с интересами двух очень влиятельных в Приморье «рыбных кланов» — семьи губернатора Олега Кожемяко и семьи экс-губернатора Сергея Дарькина. Оба политика в девяностые поднялись на рыбном промысле и имеют крупнейшие доли во «Владивостокском морском рыбном порту».

«Понять, за что именно Евдокимов взыскивает убытки с «Геотэкса», помогло бы определение суда, но судебных заседаний пока не было, поэтому о сути претензий можно строить только предположения, — говорит Юлия Михальчук. — Например, такой иск может подать миноритарий к мажоритарному акционеру, если тот проголосовал за одобрение сделки, повлекшей убытки для компании, или если «мажоры» выводят на себя имущество компании, заключая сомнительные сделки или выдавая кредиты подконтрольным структурам. Астрономическая сумма требований — 4,6 млрд рублей — наводит на мысль, что в данном случае акционер оспаривает вывод имущества компании или взыскивает упущенную выгоду».

Суть исков «Ником-Востока» к гендиректору порта также не раскрывается, но они могут быть связаны с борьбой за контейнерный и рыбный терминалы, расположенные в порту. 52% ООО «Владивостокский морской контейнерный терминал» и 52% ООО «Владивостокский рыбный терминал» принадлежат тому же «Геотэксу» жены Дарькина, а остальные 48% — компаниям бывшего основного акционера порта Дениса Сараны. Рыбный терминал стоимостью 668 млн рублей был построен совсем недавно при поддержке «Корпорации развития Дальнего Востока». Он способен одновременно хранить, охлаждать и переваливать 7,14 тыс. тонн рыбной продукции.

Впрочем, напоминает Юлия Михальчук, судебная практика показывает, что, когда взыскиваются такие убытки, умысел лица, приведший к их возникновению, бывает очень сложно доказать.