Перспективы Вексельберга поставлены под сомнение

Преемник Чубайса может остаться без аэропорта?

Место Анатолия Чубайса в руководстве «Ассоциации развития возобновляемой энергетики» (АРВЭ) по его собственной рекомендации займет миллиардер Виктор Вексельберг. Он уже выразил свое согласие, и его кандидатура должна быть утверждена намеченным на июль общим собранием членов АРВЭ. Между тем, бизнес олигарха переживает далеко не лучшее время, а его состояние снизилось с 14,4 млрд долларов в 2018 году до 5,5 млрд долларов в 2022-м. Несмотря на то, что Вексельберг успешно обжаловал в швейцарском суде введение в отношении него в 2018 году экономических санкций и добился снятия ареста с банковских счетов, вскоре он снова оказался включен в санкционные списки целого ряда государств, вследствие чего в Европе были арестованы принадлежавшие ему яхта и самолет. Продолжая контролировать группу «Ренова», Вексельберг сообщил о своем выходе из числа совладельцев группы «Аэропорты регионов», основным акционером которой сегодня выступает его доверенное лицо Владимир Резер. В то же время олигарх продолжает реализовывать совместные проекты с владельцем холдинга «Новапорт» Романом Троценко, в рамках совместного предприятия «Аэропорты большой страны». В частности, компаньоны закрыли сделку по приобретению АО «Аэропорт Оренбург», в собственности которого находятся воздушные гавани в Оренбурге и Орске, а также авиакомпания «Оренбуржье». Установлению контроля над активами способствовал оренбургский губернатор Денис Паслер, ранее входивший в близкое окружение Вексельберга и занимавший руководящие должности в принадлежащем ему холдинге «Т Плюс». Но несмотря на тесные связи с оренбургскими чиновниками, миллиардер не смог инициировать банкротство МУП «Орское предприятие тепловых сетей», столкнувшись с противодействием депутатского корпуса. В то же время структуры «Т Плюс» пользуются покровительством свердловского губернатора Евгения Куйвашева, получая в концессию объекты теплоснабжения в муниципалитетах. Кроме того, компания «Аэропорты России» смогла стать мажоритарным акционером екатеринбургского аэропорта «Кольцово», но снижение пассажиропотока на 30% привело к массовому сокращению сотрудников и требованиям представителей профсоюза национализировать воздушную гавань, что обернется для Вексельберга миллиардными потерями.

Чубайс рекомендует Вексельберга

Не успел уехавший из России Анатолий Чубайс объявить о досрочном уходе с поста сопредседателя «Ассоциации развития возобновляемой энергетики» (АРВЭ), как на его место уже нашелся преемник: в ходе июньского Петербургского международного экономического форума о своем согласии занять вакантную должность сообщил миллиардер, владелец холдинга «Ренова» и член совета директоров фонда «Сколково» Виктор Вексельберг.

Показательно, что эту кандидатуру предложил сам бывший «отец приватизации». Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: до ноября 2018 года Вексельберг, будучи членом совета директоров «Роснано», работал бок о бок с Чубайсом. Официально окончательное решение об отставке бывшего сопредседателя и назначении нового должно быть принято запланированным на июль общим собранием членов Ассоциации, но сомневаться в том, кто именно будет руководить ей вместе с первым заместителем гендиректора «Росатома» Кириллом Комаровым вряд ли приходится.

Комментируя предстоящее назначение, Вексельберг подчеркнул, что российская экономика проходит очень важный этап – «переход от ярко выраженной сырьевой ориентации к высокотехнологичному укладу». А возобновляемая энергетика – это и есть пример высокотехнологичного бизнеса, «который был создан с нуля за короткий промежуток времени и обеспечивает трансформацию экономики».

Напомним, что Вексельберг занимает 22 строчку рейтинга богатейших российских бизнесменов по версии «Forbes» с состоянием в 5,5 млрд долларов. Правда, по сравнению с 2018 годом финансовое положение олигарха заметно пошатнулось: тогда его капиталы оценивались в 14,4 млрд долларов. В том же, 2018 году, он оказался под санкциями США, что привело к блокировке его швейцарских банковских счетов.

Первоначально расценивший произошедшее как «потрясение»и «большую катастрофу»олигарх, после длительных судебных разбирательств, выиграл в Федеральном суде Швейцарии процесс против банка «PostFinance», добившись снятия ареста с принадлежавших ему денежных средств. Вкус победы, однако оказался испорчен, результатом которой стало включение олигарха в санкционные списки США, Великобритании, Японии, Канады Австралии и Польши.
Последствия не заставили себя долго ждать: в марте по запросу коварных янки испанские власти арестовали принадлежавшую Вексельбергу яхту «Tango» стоимостью 90 млн долларов. Аналогичная участь постигла самолет Airbus с бортовым номером P4-MIS, официально зарегистрированный на Арубе (островное государственное образование в Карибском море, входящее в состав Нидерландов).

Путь к активам откроет губернатор Паслер

В декабре прошлого года, когда еще ничто не предвещало такого развития событий, СМИ сообщили о том, что Вексельберг больше не является официальным владельцем группы «Аэропорты регионов»: контроль над управляющей структурой холдинга перешел к компании «Ретранс» в лице бывшего топ-менеджера «Реновы» Владимира Резера (90%) и менеджмента самой УК (10%). В то же время, по информацииРБК, собственником аэропортов продолжала оставаться «Ренова».

Произошедшие изменения порождали вопрос: кто же теперь участвует в реализации совместных проектов с владельцем холдинга «Новапорт» Романом Троценко? И как это отразится на дальнейших планах предприятия «Аэропорты большой страны» (АБС), созданного Вексельбергом и Троценко в феврале 2020 года с целью консолидации небольших воздушных гаваней? Эксперты высказывали мнение, что недавние деловые партнеры по-прежнему работают совместно. В то же время, в «Ренове» дальнейшее развитие этого бизнес-направления называли инициативой менеджмента «Аэропортов регионов».

Как бы то ни было, но перед компаньонами открывались новые перспективы. В частности, в сентябре прошлого года компания «АБС Оренбург» за 3,2 млрд рублей выкупила по итогам аукциона 100% АО «Аэропорт Оренбург» – собственника аэропортов в Оренбурге и Орске, а также авиакомпании «Оренбуржье». По данным Росавиации, пассажиропоток оренбургского аэропорта в 2020 году составил 524 тыс. человек, в первом полугодии 2021-го – 398 тыс. В комментарии РБК, Роман Троценко заявил о намерении увеличить рост ежегодного пассажиропотока до 1,5 млн человек.

В прессе сделку объясняли особым характером взаимоотношений, сложившимся между Вексельбергом и главой Оренбургской области Денисом Паслером. Дело в том, что до назначения на губернаторский пост, Паслер входил в близкое окружение олигарха: он занимал должности и.о. гендиректора и председателя правления работающего в сфере электроэнергетики и теплоснабжения ПАО «Т Плюс» (входит в структуру «Реновы»), а также гендиректора АО «Энергосбыт плюс» – «дочерней» компании холдинга.

Именно с влиянием Вексельберга СМИ связывали назначение Паслера сначала председателем правительства Свердловской области (при главе региона Евгении Куйвашеве), а затем и оренбургским губернатором. Потому не стоит удивляться, что еще в 2017 году объем контрактов «Энергосбыт плюс» составил 958 млн рублей, «Т Плюс» – 327 миллионов. «Небольшие суммы для олигарха из списка «Форбс», но приличные деньги в масштабах Оренбургской области», – констатировало издание «Наша Версия».

Почетное звание от губернатора Куйвашева

В октябре 2019 года, то есть, всего через месяц после официального вступления Паслера в должность, депутаты оренбургского областного Заксобрания большинством голосов утвердили план приватизации ГУП «Аэропорт Оренбург», сначала акционировав предприятие, а затем и продав его с аукциона. У смены собственника нашлись и более высокопоставленные лоббисты. Таковым выступал, например, бывший в то время федеральным министром транспорта Евгений Дитрих.

Но, как известно, не только аэропортами наращивает свои капиталы Вексельберг. Установив фактический контроль над теплосетями Оренбурга, олигарх нацелился на коммунальную систему Орска. Тогда председатель горсовета Виктор Франц и депутат Антон Зудилин предприняли попытку создания рабочей комиссии с целью инициирования банкротства МУП «Орское предприятие тепловых сетей» и последующей передачей его под контроль «Т Плюс». Тот факт, что предприятие исправно приносит прибыль, их нисколько не смущал. Вот только далеко идущий план провалился: депутаты отказались поддержать инициативу, озвученную Зудилиным.

В сферу коммерческих интересов Вексельберга входит также Свердловская область, которую в СМИ называют не иначе, как «вотчиной «Реновы». С губернатором Куйвашевым олигарх также достиг полного взаимопонимания: в минувшем марте миллиардеру даже присвоили звание почетного гражданина области с формулировкой «за выдающиеся достижения в сфере социально-экономического развития»региона. Компания «Аэропорты регионов» является мажоритарным акционером аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге, причем ее доля увеличилась с 17,28% в 2016 году до 98,28% в 2020-м. В минувшем апреле руководство холдинга сообщило о планах выкупить доли миноритариев, на что может быть направлено порядка 326 млн рублей.

Коммунальные структуры миллиардера также чувствуют себя в вотчине Куйвашева как рыба в воде. Первое инвестиционное соглашение с «Екатеринбургской теплосетевой компанией» (структура «Т Плюс», которым руководил будущий оренбургский губернатор Паслер) было подписано еще в 2017 году правительством региона и администрацией Березовского городского округа. В обмен на инвестиции в размере более 450 млн рублей, «ЕТК» передавались 60 объектов теплового хозяйства сроком на 20 лет.

Профсоюз требует национализации

С тех пор сфера свердловского ЖКХ медленно, но верно продолжает переходить под контроль владельца «Реновы». Так, в декабре 2021 года «Т Плюс» и администрация городского округа Первоуральск заключили концессионное соглашение, в соответствии с условиями которого компании переданы 383 км тепловых сетей, 7 котельных, 47 центральных тепловых пунктов (ЦТП) и 7 насосных станций сроком на 25 лет. В свою очередь, «Т Плюс» обязуется инвестировать в развитие теплоснабжения Первоуральска 3,5 млрд рублей.

Но по настоящему лакомым куском для Вексельберга на протяжении последних лет остается МУП «Водоканал» – крупнейшее муниципальное предприятие Екатеринбурга, ежегодно приносящее прибыль в сотни миллионов рублей. Вопрос о его передаче в концессию озвучивался неоднократно и в очередной раз оказался на повестке дня в январе 2020 года. Тогда главным претендентом на подписание соглашения выступало подконтрольное группе «Ренова» АО «Российские коммунальные системы» (РКС).

Как сообщало информагентство «URA.Ru», параллельно с переговорами, представители олигарха начали подготовку почвы, способствовав назначению на пост замдиректора МУПа выходца из «Реновы» Алексея Белоусова. Однако на тот момент переговоры не увенчались успехом. В декабре прошлого года мэр Екатеринбурга Алексей Орлов озвучил план частичной концессии городского «Водоканала», объяснив ее необходимость «потребностями в реконструкции очистных сооружений», но уже в феврале стало известно об отсутствии в мэрии намерений подписывать соответствующее соглашение.

Вряд ли Вексельберг отказался от своих далеко идущих планов, скорее сегодня он делает акцент на работе с оренбургскими активами. К тому же у олигарха появились проблемы с аэропортом «Кольцово», где в связи с 30%-м снижением пассажиропотока пришлось уволить 67 сотрудников и становятся неизбежными новые сокращения. Дошло до того, что весной представители Профсоюза летного состава России (ПЛС) направили в федеральный Минтранс обращение с просьбой повлиять на ситуацию и сделать все возможное, чтобы сохранить рабочие места.

«Надо ставить вопрос о том, что собственник не эффективный, и возвращать аэропорты в государственную собственность», – прямо заявил в комментарии изданию «Правда УРФО» руководитель ПЛС Мирослав Бойчук.

Это уже серьезный звонок. И хотя Вексельберг официально дистанцируется от группы «Аэропорты регионов», перекладывая ответственность на топ-менеджмент, утрата контроля над «Кольцово» обернется для олигарха очередными миллиардными убытками. Тогда никакое назначение на руководящую должность в АРВЭ ситуацию не исправит.