Рустам Тарико

АвтоВАЗ импортозаместил своих менеджеров

Предприятие уволило иностранных специалистов и руководителей.

06.07.2022
Оригинал этого материала
КоммерсантЪ

Все иностранные менеджеры и «руководители среднего звена» покинули АвтоВАЗ. В середине прошлого месяца стало известно, что доля французской группы Renault в АвтоВАЗе перешла к подведомственному Минпромторгу РФ Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту. Уход иностранцев грозит Авто­ВАЗу потерей технологий, на базе которых планировалось производство моделей Lada, включая новую «Ниву». Появление в Тольятти производственной площадки для выпуска автомобилей Chevrolet Niva второго поколения, которую ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» начало строить еще до первых санкций, сейчас помогло бы избежать кризиса, однако реализации проекта помешали коррупционные схемы подрядчика. Эксперты считают, что у АвтоВАЗа все же есть шанс сохранить проекты.

В мае, после смены руководства АвтоВАЗа, предприятие покинули все иностранные специалисты и руководители среднего звена. Соответствующую информацию подтвердили в пресс-службе завода.

Ранее ряд изданий, специализирующихся на автомобильной промышленности, сообщили, что новым президентом АО «АвтоВАЗ» Максимом Соколовым принято решение об увольнении иностранцев. В социальных сетях отмечалось, что таковые присутствовали во многих подразделениях предприятия.

В середине мая стало известно, что российские активы французской корпорации Renault перешли в государственную собственность. Доля в АО «АвтоВАЗ» досталась подведомственному Минпромторгу РФ Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) с опционом на право обратного выкупа. Должность главы предприятия занял экс-министр транспорта Максим Соколов. Министр промышленности РФ Денис Мантуров стал председателем совета директоров АвтоВАЗа.

Renault принадлежало 67,61% в Alliance Rostec Auto — совместном предприятии с «Ростехом», созданном для управления АвтоВАЗом. Оставшиеся акции АвтоВАЗа сохранил «Ростех». ЗАО «Рено Россия», оператор московского завода, оказалось в собственности властей Москвы, которые планируют наладить выпуск машин под брендом «Москвич». В июне ЗАО «Рено Россия» переименовано в АО «Московский автомобильный завод „Москвич“».

В марте Renault на фоне российской «специальной военной операции» остановил производство в Москве. Позже выяснилось, что французский концерн рассматривает возможность передачи своей доли в АвтоВАЗе местному инвестору в качестве варианта ухода с российского рынка. На АвтоВАЗе после начала специальной военной операции усилился дефицит электронных компонентов, из-за чего конвейер периодически останавливается, однако к 8 июня концерн выпустил Lada Granta Classic 2022 с механической коробкой передач и без ABS и подушек безопасности. Сейчас предприятие в очередном ­простое.

Уход иностранцев ставит под сомнение планы локализовать в Тольятти производство Renault Duster и выпуск новых моделей Lada, которые должны базироваться платформе Renault CMF-B, включая новую «Ниву» (в 2020 году, после выкупа доли у американцев доли в GM Avtovaz, АвтоВАЗ начал производство «Нивы» под брендом Lada).

Проблем с иностранными технологями на АвтоВАЗе можно было избежать благодаря появлению в Тольятти производственной площадки для выпуска автомобилей Chevrolet Niva второго поколения ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти».

Реализацией соответствующего проекта около десяти лет назад, еще до появления первых экономических санкций против России, занималось ООО «Автозаводстрой» Игоря Кадырова. Общая сумма инвестиций составила более $200 млн. Площадка должна была включать прессовое и кузовное производства, а также инженерную лабораторию. Производство внедорожников должно было стартовать в декабре 2015 года. Однако до ввода объекта в эксплуатацию дело не дошло — когда строительство производственной площадки было завершено более чем на 80%, подрядчик получил уведомление о расторжении договора. В «Автозаводстрое» заявляли, что заказчик не заплатил за выполненные работы около 2 млрд руб., в головной компании — ООО «Джей Ви Системз» — задолженность не признавали. Недвижимость застройщика была перепродана несколько раз, пока не оказалась в собственности ООО «Валео Сервис». В 2019 году стало известно о расследовании уголовного дела о преднамеренном банкротстве строительной компании. В 2020 году следователи возбудили еще одно уголовное дело — о мошенничестве бывшего руководства «Автозаводстроя».

По словам промышленного эксперта, кандидата экономических наук Леонида Хазанова, увольнение иностранцев с АвтоВАЗа может привести к заморозке всех осуществлявшихся с их участием проектов, но шансы на их реализацию все еще остаются: «АвтоВАЗ и так не вылезает из трудностей, связанных с импортом компонентов и ситуацией на рынке. Впрочем, если Renault все-таки передал АвтоВАЗу или НАМИ все необходимые лицензионные документы по платформе CMF-B и готов это сделать, то шансы на их реализацию все-таки есть, хотя и с временным лагом. Тем не менее сейчас важно решить вопрос с обеспечением производства необходимыми запчастями для бесперебойной работы».