Катя Розенберг

Евгения Назарова засела в ‟Ям‟

Складские площади Подмосковья осваивает семейство Назаровых: ранее им пытались приписать недружественные поглощения и махинации с налогами.

06.07.2022
Оригинал этого материала
The Moscow Post

Новым владельцем склада на 15 тыс. кв. м. в подмосковном логопарке «Ям» стала компания Exist.ru.

Ключевым собственником основного юрлица Exist.ru, ООО «А+А Эксист-инфо», является представительница скандальной предпринимательской четы Назаровых, Евгения Назарова. Что ждёт компанию и её собственников — в материале The Moscow Post в Подмосковье.

Для Владимира и Евгении Назаровых бизнес семейное дело. В скандалах, где не получалось выйти сухим из воды у Владимира, его всегда «страховала» супруга. Вместе за ними — целый сонм компаний и спорных ситуаций. Многие ликвидированы со странными финансовыми показателями. Другие похожи друг на друга, как капли воды.

Главным активом супругов является АО «Желдорэкспедиция» — одна из крупнейших и при этом скандальнейших транспортных компаний страны. Несмотря на это, её почему-то очень любят в госкомпании РЖД. Так любят, что обеспечили её и Назаровых госконтрактами от АО «РЖД Логистика» аж на 120 млн бюджетных рублей.

Если взять другой семейный бизнес, то одна только Евгения Назарова имела отношение к учреждению сразу 38 структур. Это само по себе повод присмотреться к ней поближе. Общая номинальная стоимость компаний — порядка 5,7 млрд. рублей. Стоимость долей Евгении — 5 млрд. рублей.

При этом у ООО «А+А Эксист-инфо» определённо есть деньги на покупку складских помещений в логопарке «Ям». По итогам 2021 года компания заработала свыше 450 млн рублей чистой прибыли при выручке более 700 млн, стоимость нетто-активов — 1,8 млрд рублей.

Без А1 не разобраться

Такой «жирный» актив достался семейству Назаровых (99% — за Евгенией, 1% — за дочерью Дарьей) в 2017 году не просто так, а в результате громкого и длительного корпоративного конфликта с привлечением главных специалистов этого профиля в РФ — печально известной инвестгруппы А1 Михаила Фридмана.

Изначально Назаровыми там «и не пахло». Это был конфликт одного из основателей «Экзиста» Владислава Доморацкого с его же партнёрами: возникли разногласия с Юрием Буковниковым, Юрием Поляковым и Валерием Чикиным. После взаимных претензий те захотели выкупить у него его долю в 50% за $25 млн. Но тот наотрез отказался, посчитав эту стоимость заниженной.

Но тут в дело вмешалась А1, и очень похоже, что именно на стороне Юрия Буковникова, Юрия Полякова и Валерия Чикина. В результате Доморацкий со своей долей расстался. Только не за $25 млн, а всего за 10 млн. С чем связана перемена, сказать трудно, но методы работы А1 не раз вызывали вопросы даже у их клиентов.

Тогда А1 руководил никто иной, как Александр Винокуров, один из самых на тот момент скандальных управленцев и бизнесменов РФ. Сейчас он действующий акционер, партнер и президент инвестиционной компании MarathonGroup, Магнита и еще множества доходных организаций. Многие из них (вот совпадение!) в прошлом имели «удовольствие» работать с А1.

На каком-то этапе А1 стало выгодно привлечь к конфликту вокруг Exist.ru. Евгению Назарову. К тому же, у них с мужем давно была репутация «всеядных» бизнесменов. Позже А1 говорили, что «разрешили корпоративный конфликт» в два этапа. Сначала при финподдержке (!) А1 приняли оферту Доморацкого, а потом привлекли «стороннего инвестора» (Назарова).

Как утверждают злые языки, якобы Доморацкого могли вынудить продать долю «кому надо». С пользой и для А1, и для бывших партнеров. А вот насчет Доморацкого уверенности нет.

На бюджетных «рельсах» РЖД

Теперь у Назаровых доходный актив. Но, повторимся — главная их «кормилица» это «Желдорэкспедиция «. Владеют ей Назаровы уже очень давно, а Евгения Назарова руководила группой еще в 2001-2010 годах.

«Желдорэкспедиция» — одна из крупнейших транспортных компаний страны. По итогам 2021 года выручка головной структуры ООО «Желдорэкспедиция» составила 3,6 млрд рублей, чистая прибыль — 70 млн рублей, стоимость активов — более 1,2 млрд рублей.

При этом компанию очень «любят» во властных кабинетах. Общий пул госконтрактов структуры — 276 млн рублей. Из них львиная доля — 120 млн рублей, это три крупных контракта от АО «РЖД Логистика» на оказание транспортно-экспедиционных услуг и связанных с ними услуг — в 2015, 2017 и 2018 годах.
Самое интересное, что все три контракта и поныне находятся в стадии исполнения. Но ведь по ним есть чётко обозначенные сроки. Например, вот этот контракт на 50 млн рублей имеет сроком исполнения 2018 год. Почему он всё еще в стадии исполнения в 2022 году, или это какая-то ошибка?

Неужели не нашлось других компаний на эти лоты по 50, 50 и 20 млн рублей. Судя по цене, стоимость не снижалась вовсе. А что, других транспортных компаний в РФ нет? Или Назаровы «занесли», куда надо?

Вместе с тем, о качестве работы «Желдорэкспедиции» давно ходят недобрые легенды.

А вот факт: несколько лет назад у компании возникли огромные проблемы. Настолько, что один из ключевых бенефициаров группы Владимир Назаров вообще перестал быть совладельцем УК структуры. Вместо него им стала его жена Евгения Назарова.

Семейные «рокировочки»

Дело в том, что Владимир Назаров оказался слабоватым управленцем. А кое-кто и вовсе считает, что он мог «намудрить» с налогами, и поэтому «уйти в тень», передав доли супруге.

В любом случае, по итогам 2014 года выручка компании упала до 5,5 млрд рублей, прибыль — до 18 млн рублей. Тем временем ближайшие конкуренты, «Деловые линии» Александра Богатикова к 2014 году нарастили годовую выручку до 13 млрд рублей, заняв 20% рынка перевозки сборных грузов.

Запустить анонсированный ранее распределительно-сортировочный центр и составить конкуренцию «Почте России» «Желдорэкспедиции» (их крупнейший на тот момент инвестпроект) не удалось. И тогда в компании началось странное — массовые увольнения и отстранения от трудов почти всей менеджерской команды Владимира Назарова.

В итоге он и сам был уволен с должности главы структуры и вышел из состава собственников. Бразды правления взяла супруга Евгения — по крайней мере, официально.

Кто поверит, что жена просто так уволила мужа? Поговаривают, якобы реальным владельцем и главой остаётся именно Владимир. При этом сама же компания тогда упоминала, что имеет накопленную задолженность перед поставщиками и контрагентами в регионах. Об этом писала «Версия».

На этом фоне резкое увольнение Назарова под предлогом «слабых результатов» (его же супругой!) смотрится вполне логичным. Очень похоже, что Назаровы просто «перестраховались»…