Рустам Тарико

Петр Ходыкин по зернышку клюет

Зерновой олигарх Петр Ходыкин засветился в выводе денег Минобороны.

06.07.2022
Оригинал этого материала
The Moscow Post

Один из самых скрытных бизнесменов Петр Ходыкин, имеющий весомую долю на зерновом рынке возможно благодаря связям с силовыми структурами и замминистром сельского хозяйства Оксаной Лут, засветился в воровстве средств Минобороны?

В отношении бывшего заместителя начальника управления департамента Минобороны по обеспечению гособоронзаказа (ДОГОЗ) Леонида Харламова возбуждено уголовное дело по подозрению в получении взяток от АО «РИФ» — компании, которая занимается производством электроники, за обеспечение компании госзаказами – об этом сообщает «Коммерсант».

Общая сумма госконтрактов аффилированной компании структуре — АО «Корпорация НПО «РИФ» превышает 177 млн рублей. Само акционерное общество «РИФ» получило на госконтрактах 288 млн рублей. При этом, по версии следствия, гендиректор обоих компаний Александр Иванов передал господину Харламову около 6,5 млн рублей, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Мистер «Х»

Сама структура «РИФ» (головная фирма – экспортер зерна), принадлежит Петру Ходыкину. Крайне непубличному бизнесмену, который почти не светится ни на фотографиях в Сети, ни на отраслевых мероприятиях. При этом его компания в 2014 году стала крупнейшим экспортером зерна. Предполагается, что за успехами фирмы стоит серьезный административный ресурс.

Потенциально это могут быть связи супруги Ходыкина Оксаны Вертий, отец которой в середине 1990-х годов был главой ГУВД Ростова-на-Дону, а позже был депутатом горсовета. Про Вертия как минимум уже нельзя точно сказать, что он – честный полицейский из-за неприятной истории из тех же 90-х, связанной с взяточничеством, в которой тот мог принимать участие. Такое утверждение делала блогер Алла Амелина.

Оксане Вертий также принадлежало более 35% в банке «Ростовский универсальный». Там же светилась фамилия гендиректора ходыкинской «Промэкспедиции» Игоря Сичкарева. В 2018 году у банка отозвали лицензию за неудовлетворительное качество активов.

В биографии Ходыкина интересно, что тот был лейтенантом Космических войск (не оттуда ли связи с Минобороны?). В начале нулевых он также входил в наблюдательный совет впоследствии обвиненного ЦБ в отмывании средств банка «Комтех». После Ходыкин купил свой банк – по маленькой для рынка цене в 26 млн рублей из-за его внутренних проблем.

Что касается его «зерновых дел», то, как сообщал The Moscow Post, на фоне проблем с уборкой урожая в 2018 году экспорт зерна увеличился аж в три раза. Это могло привести к росту цен на хлеб и другую зерновую продукцию. А в выигрыше – офшорные фирмы, на которые оформлены структуры Ходыкина?

«РИФ» в 2015 году наладил отношения с «Новороссийским зерновым терминалом» и весьма успешно стал заниматься экспортом именно в порту Новороссийска.

Здесь могут быть зашиты в том числе интересы главы ВТБ Андрея Костина. Дело в том, что «Новороссийский зерновой терминал» принадлежит ВТБ.

Не «РИФом» единым

«РИФ» попадал в несколько других неприятных историй. В том числе с сорванной из-за недопустимого количества спорыньи в товаре поставкой зерна в Египет в 2018 году. Ходили также слухи о том, что компании Ходыкина могут реализовывать не совсем прозрачную схему с добычей зерна.

Сфера интересов бизнесмена не ограничивалась банковской и зерновой сферой. В 2019 году стало известно, что «Корпорация «РИФ» планирует построить по Воронежем завод по производству стеклотары за 5,5 млрд рублей. Проект обсуждался на уровне губернатора Воронежской области Александра Гусева.

По весьма удачному стечению обстоятельств завод-конкурент «Раско» был буквально годом ранее остановлен за долги перед газовыми операторами. Было возбуждено уголовное дело и завод вошел в процедуру банкротства – сообщала «Комсомольская правда».

Губернаторский карман

К слову, не особенно жалующий камеру Ходыкин тем не менее охотно фотографировался с губернатором Ростовской области Василием Голубевым на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016», где обсуждалось будущее проекта строительства дополнительных мощностей для «Азовского Зернового Терминального Комплекса» (АЗТК). Заниматься должна была «Промэкспедиция» Ходыкина, но, вот незадача – в 2018 году фирма была ликвидирована. Злые языки судачат, что бизнесмен вместе с пригревшими его чиновниками вывели из нее государственные деньги и под шумок прикрыли проект.

Как известно, слухи просто так не рождаются. Возможно, они вызваны предположениями о близком партнерстве губернатора и бизнесмена. По крайней мере, если отталкиваться сугубо от фактов, из документа «Аналитический доклад Финансирование избирательных кампаний по выборам глав субъектов Российской Федерации» следует, что «Торговый дом «РИФ» спонсировал губернаторскую компанию Голубева. А это о чем-то – да говорит.

Древо связей

На самого Ходыкина оформлены всего три компании — ООО «ТД «РИФ», ООО «МАХ» и ООО «Джудекс». Последние две ликвидированы. Зато на его коллег по бизнесу, например, Леонида Карханова, записаны АО «Продмаш» (занимает пост гендиректора) с контрактами от Тамбовского университета и банкротящегося (не с помощью Ходыкина ли?) Лужского комбикормового завода.

222 контракта от учреждений здравоохранения имеет записанный на Наталью Карханову ООО «Кардиоцентр». При этом с 2015 по 2018 год фирма потеряла 9 млрд рублей. Куда ушли государственные миллионы?

Не жалуются на отсутствие государственного внимания и «Оптикс-Альянс», «Ростовский Машиностроительный завод» и масса других аффилированных с Ходыкиным фирм.

Поговаривают, что кроме вышеназванных личностей, покровительство бизнесмену может обеспечивать замглавы Минсельхоза Оксана Лут. Видимо поэтому Ходыкин так серьезно ударился в дела зерновые. Мы неоднократно писали о делах этой мадам. В том числе о том, как ее управленческие решения могут негативно влиять на российскую экономику и о возможной выгоде, которую та может получать от близких ей бизнесменов, лоббируя их интересы.

Итого получается, что в потенциально серые схемы Ходыкина могли вписаться и чиновники Минобороны. То есть, пока наши ребята защищают Родину, чиновники и коммерсанты продолжают воровать?