«Под сурдинку» Керимову

В законе о едином операторе цифровых рекламных конструкций можно проследить интересы дагестанского сенатора Сулеймана Керимова, хотя формально он, как и положено «государственному человеку», никаким бизнесом не владеет.

Недавно Госдума приняла в первом чтении закон о едином операторе цифровых рекламных конструкций.

В то же время этот внезапно принятый закон, причем без каких-либо предварительных обсуждений, вызвал немало вопросов среди депутатов Госдумы. 95 депутатов выступили против и выражали мнение, что этот закон принимается в рамках интересов конкретных лиц и компаний. «Кто-то под сурдинку, пока у нас вопросы безопасности на первом месте, хочет ввести своеобразную систему «Платон», против которой мы в своё время голосовали, для цифровой рекламы в РФ. Всё, что сейчас существует в разных компаниях, будет в одной, в монополисте, который уже ручки потирает от предвкушаемой прибыли», — заявил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов

Протестуют и крупные представители отрасли.

Если исходить из того, что под требования закона попадает один-единственный кандидат на монополию в рекламном бизнесе, можно понять, кто лоббировал законопроект и кто постарался, чтобы его приняли.

В чьих интересах идёт передел рекламного рынка, узнал корреспондент The Moscow Post.

Восхождение «Русс Аутдор» на рекламный Олимп

Возмущение рекламных кампаний понятно – тот, кто получит монополию в рекламной сфере, и будет единственным получателем всех преференций. Закон даст возможность размещать рекламу где угодно на территориях, принадлежащих государству. Хоть на памятниках культурного наследия. Около 90% рекламных компаний будет ликвидировано, произойдет сокращение рабочих мест. Цены на размещение тоже станут епархией монополиста, а доходы от рекламы минуют городские бюджеты.

Кроме того, единой оператор с единой базой сделает отрасль уязвимой для кибератак и утечки личных данных. Этой, кстати, возможностью утечки прикрываются в ГД, говоря о том, что иностранные рекламные компании могут собирать сведения о гостайнайх или же рекламировать заграничные ценности.

Сомнение и вызывает то, что кандидат в монополисты, который подходит под все требования законопроекта, единственный – это ООО «Русс Аутдор». История этого рекламного холдинга весьма примечательна. В него входят «Вера Олимп», «Лайса», «Омис 92», «Стинн» и ООО «Русс Аутдор». О структуре «Аутдор» мы уже подробно писали.

Роберт Мирзоян является директором холдинга. Причем с декабря 2019 года. А чуть раньше, в том же 2019 году, Мирзоян был признан банкротом. И топил компанию «Вера-Олимп», совладельцем которой он являлся.

«Вера-Олимп» при Мирзояне сошла с рекламного Олимпа. Фото: https://www.rusprofile.ru

Официальным учредителем «Веры» является ЗАО «Олимп», которое, напротив, показало значительный рост прибыли в те же годы.

Выручка «Олимпа» растет как на дрожжах. Фото: https://www.rusprofile.ru

Причём его доля – в залоге у банка ВТБ. А основатель ООО «Олимп» – ООО «Стинн». Один из учредителей – подставное лицо, некий Григорий Садоян. И его доля – тоже под обременением у ВТБ.

ООО «Стинн» стремительно тонет. Фото: https://www.rusprofile.ru

В ООО «Стинн» генеральным директором был до конца 2017 года все тот же Мирзоян.

Фото: https://www.rusprofile.ru

С «Русс Аутдор», подконтрольной де-юре г-ну Мирзояну, тоже все достаточно логично. В июле 2019 года находящаяся в долгах и убытках «Вера Олимп» с банкротом-Мирзояном во главе купила крупную долю в «Русс Аутдор».

Банкрот Мирзоян возглавил «Русс Аутдор». Фото: https://www.rusprofile.ru

Причем проспонсировал эту покупку г-н Керимов, потому что денег у Мирзояна на сделку такого масштаба быть попросту не могло. О его тесных отношениях с Мирзояном мы подробно писали. В частности, сын Керимова финансировал поглощение летом 2019 года мирзояновской «Верой-Олимп» рекламного подрядчика РЖД – компании Лайсы. И лично курировал сделку. И в том же 2019 году Мирзоян с «Верой-Олимп» вошел в структуру «Русс Аутдор» – как человек Керимова.

Деньги к деньгам, богатство в одни руки

В 2020 году мировой лидер в сфере наружной рекламы французская компания JCDecaux продала свои 25% в группе «Русс Аутдор». Причем долю JCDecaux выкупило ООО «Стинн». В октябре 2019 года «Стинн» приобрела 48,57% «Русс Аутдор». И сейчас 73,57% оператора наружной рекламы принадлежат «Стинну», 26,43% — ВТБ. Так что весь холдинг де-юре завязан на Мирзояне-ВТБ и, соответственно, де-факто – на Керимове. О том, как Керимов связан с ВТБ, писала «Новая газета». Ещё в 2014 году большой пакет акций и депозитарных расписок ВТБ перешел под контроль компании Bryn Services Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Изначально ею руководил Филипп Штудхальтер, позже его номинально заменил Рудольф Штудхальтер, его отец.

К этой операции причастна и AVENDITORS INVESTMENTS LTD, учрежденная на Кипре компанией LEVENTE ENTERPRISES LIMITED. Её учредителем является Generation XXI Trust, зарегистрированная в Лихтенштейне. Ее, в свою очередь, основал швейцарский благотворительный фонд SULEYMAN KERIMOV FOUNDATION. И этому фонду в 2007 году под доверительное управление отошли активы г-на Керимова.

И тут опять всплывает семейтво Штудхальтеров – фондом SULEYMAN KERIMOV FOUNDATION руководит Александр Штудхальтер. Получается, Avebnditors и Bryn находились под его влиянием и даже управлением. Напрашивается вывод: из фонда и осуществлялось руководство операцией по скупке и продаже депозитарных расписок ВТБ в июне 2014 года. И получается, что Штудхальтер – ставленник Керимова, а ВТБ под контролем сенатора-миллиардера.

Дополнительным доказательством того, что у «Русс Аутдор» имеются покровители в правительственных кругах помимо Керимова, можно понять и из ситуации с выигранным контрактом на размещение рекламы от ГУП «Мосгортранс». Хотя незаконность конкурса при единственном участнике не вызывает сомнений.

Об этом же свидетельствует и выигранный иск к мэрии Москвы от входящей в «Русс Аутдор» компании «Омис 92» на право размещать рекламу по старым ценам до 2026 года. В отличии от других компаний, которым подняли плату.

Ещё интересен учредитель рекламного холдинга – компания «Медиа Суппорт Сервизис Лимитед». Она, также как и Bryn Services Limited, расположена на Виргинских островах. А там, как известно, лучшие офшоры.

Фото: https://www.rusprofile.ru

Офшорная кубышка Керимова. Фото: https://www.rusprofile.ru

То есть, так или иначе, конечным получателем преференций от закона станут г-н Керимов и его приближенные. И в ГД у этого предприятия есть конкретный лоббист. Так, один из парламентариев, побоявшийся назвать свое имя, считает, в Госдуме работает депутат, аффилированный с крупнейшим игроком российского рынка рекламы — компанией «Русс Аутдор». Так, о них мы писали в статье от 4 февраля с. г. «Миллиарды на щите: почему Шувалов заинтересовался рекламным бизнесом». Статья оказалась пророческой.

На тот момент у «Русс Аутдор», лидера на рынке рекламы, появился совладелец – фонд «Резервактив». Ему отошло 30% холдинга. Фондом управляет ООО «КСП Капитал Управление активами», а главный бенефициар – бизнесмен Сергей Котляренко. Теперь его структура обладает 30% «Русс Аутдор». За интересами господина Котляренко может стоять его старый знакомый и бывший начальник, глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. В СМИ не раз сообщелось о том, что Котляренко управлянт активами Шувалова.

Так что можно предположить, что лоббист монополизации рекламного рынка – ни кто иной как Игорь Шувалов, председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Его называют одним из самых влиятельных чиновников России. Его теплые отношения с г-ном Керимовым и интерес к монополии в рекламе – уже не секрет.

Получается, только за последний год сенатор-миллиардер стал возможным бенефециаром солидных бизнес-секторов. В 2021 году Керимов оказался близко к Единому центру учета ставок, которой с 2021 является кредитная организация «Мобильная карта». Её вывший учредитель –Татьяна Башмакова, экс-руководитель «Нафта Ко», подконтрольной -ну Керимову. Связь с прослеживается и через другого собственника «Мобильной карты», Юрия Красовского – помощником Керимова является его предположительный родственник, Алексей Красовский. И это – золотая жила, ведь Единый центр учета ставок у букмекеров работает совместно с Единым регулятором азартных игр (ЕРАИ).

Кроме того близкие к Керимову люди поучаствовали в переделе Petropavlovsk. К слову, Мирзоян с «Верой-Олимп» засветился и там, хоть и опосредованно. Помогал банкротить марионетку Керимова Константина Струкова и его «Южуралзолото». Потом на сцене возник ВТБ, который тоже связан с Керимовым, и приготовился заполучить Росгосстрах и обанкротившийся банк «Открытие». А теперь в сферу интересов скромного сенатора вошла и монополизация рекламы.

Поправки ко второму чтению должны разработать в ГД до 13 августа. Но, кажется, все уже разработано. Маховик закона крутится в нужную сторону – как обычно, по-керимовски.

moscow-post.su