Игра с «Кальмаром» — как Владимир Евтушенков взял государственных судостроителей на абордаж

Скандальный олигарх Евтушенков и бывший замминистра транспорта Олерский «спелись» на ниве пассажирских перевозок в сфере водного транспорта.

02.09.2022
Оригинал этого материала
The Moscow Post

Sitronics Group (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) приобрела более 50% акций российской судостроительной компании Emperium. Последнюю связывают с интересами бывшего замминистра транспорта РФ Виктора Олерского, в последние годы построившего целую бизнес-империю в сфере пассажирских перевозок водным транспортом.

В том, чьи интересы стоят за сделкой, разбирался корреспондент The Moscow Post.

Emperium («Эмпериум») — первая российская компания, которая занимается производством электросудов. Как правило, для пассажирских перевозок. По состоянию до сделки совладельцами структуры указывались Андриан Правдин (31%), ООО Кедр (25%), Андрей Смирнов (21%) и еще ряд миноритарных инвесторов.

За счет чьих долей «Ситроникс» обзавелся более чем половиной активов компании, пока не ясно. Но в совладельцах наверняка остались и Правдин, и Смирнов. Кроме того, инвестором называли скандального российского предпринимателя Александра Лебедева.

Но в целом, структуру относят к орбите влияния бывшего заместителя министра транспорта Виктора Олерского, в узких кругах известного, как Витя «Кальмар». Есть мнение, что именно он является реальным бенефициаром структуры. Ведь «Эмпериум», созданный только в 2019 году, тут же начал работать в интересах именно его компаний, и, в первую очередь, одного из крупнейших перевозчиков водным транспортом (включая круизы), компании «ВодоходЪ».

Если так, получается, то интересы Олерского, явно знакомых ему Правдина, Смирнова и Ко пересеклись с Владимиром Евтушенковым. И не удивительно: карманы всех вышеназванных бизнесменов должны были изрядно похудеть в результате пандемии, экономических и геополитических неурядиц, а эта сфера судит многомиллиардные прибыли — причем из бюджета.

«ВодоходЪ» на бюджетном ходу

Ведь «Эмпериум» является подрядчиком по строительству электрических речных трамваев для регулярных перевозок в Москве. А осуществлять эти самые перевозки будет никто иной, как «ВодоходЪ», который связывают с Виктором Олерским — через свою дочернюю структуру «Пассажирский порт».

Стоимость контракта — 19,5 млрд рублей. Для его исполнения необходим флот из 21 судов, нужны причалы, зарядки и другие инфраструктурные компоненты. Этим то и займется «Эмпериум».

Вместе с тем, «ВодоходЪ» Олерскому напрямую не принадлежит. В лучших традициях российских чиновников (даже бывших) и бизнесменов, он записан на витиеватый кипрский офшор «Волга-Балтик Круиз Лайнс Лимитед». Именно его то и связывают с бывшим замминистра Виктором Олерским. Который, по слухам, и вовсе предпочитает не светиться.

«ВодоходЪ» занимается пассажирскими перевозками, организует туристические круизы. Как понятно уже из названия офшора — в том числе, по Балтике. Сейчас всё это перекрыто, остался, по сути, только внутренний рынок. Выход «Сегежи» на IPO не состоялся, в других структурных подразделениях — хватает проблем. В рынок внутреннего туризма, в т.ч. водного, будет развиваться в ближайшие годы.

Так что, именно «Эмпериум» будет строить для «Водохода» суда, чтобы тот реализовал средства по контракту от московской мэрии. Эти почти 20 млрд рублей — как нельзя кстати, и именно это, похоже, привлекло Евтушенкова.

Вместе с тем, «ВодоходЪ» уже имеет в своём активе госконтрактов на 91 млн рублей. Получается, эти средства из бюджета могли уйти прямиком в кипрский офшор приписываемой Олерскому компании. А те почти 20 млрд рублей, которые структура планирует заработать в Москве — уйдут туда же?

Взаимодействие «Водохода» и «Эмпериума» идет и через другие структуры. Ещё раньше, чем строительство судов в Москве, «ВодоходЪ» начал менять свой флот в Петербурге. Контракт на 1 млрд рублей заключили с «НПК Морсвязьавтоматика», владельцами которых оказались Андриан Правдин и Андрей Смирнов.

Интересно и то, что для «Эмпериума» Правдина, Смирнова, а теперь и Евтушенкова, крайне важны оборотные средства. Ведь по итогам 2021 года структура показала убыток в 48 млн рублей, стоимость активов минусовая на ту же сумму.

То есть, можно предположить, что бюджетные деньги от «Водохода» на строительство судов пока не дошли. И такое положение дел могло предопределить покупку более 50% структуры в пользу «Системы», возможно, с большим дисконтом.

Еще до этого «Эмпериум» пытался стать партнером властям в регионах страны, «присосавшись» к какому-нибудь государственному активу. На полном серьезе обсуждалось создание производства электросудов в Пермском крае. «Эмпериум» должна была стать соучредителем возрожденной Пермской судоверфи. Однако по неизвестным причинам сделка сорвалась.

Возможно, «Эмпериум» посчитали ненадёжным инвестором. Ходили слухи, что идею создать производство в Прикамье лоббировал лично Виктор Олерский, который прекрасно знаком с потенциалом Камы и Пермского порта — по сути, через него можно выйти в пять морей. Но потом была пандемия, санкции, и базой структуры так и остался Санкт-Петербург.

На финских берегах

Но это то, что касается «Эмпериума», Правдина и Ко. Наверняка успехи близких к Олерскому компаний на ниве госзаказа стали возможны благодаря связям последнего, накопленным еще в Минтрансе. Его он покинул, напомним, в 2018 году. А потом произошло странное: поговаривают, якобы именно Олерский в 2019 году помог «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) решить проблему с финской верфью Arctech Helsinki Shipyard Оу — единственным серьёзным активом ОСК за рубежом.

ОСК — это госкорпорация. Она попала под санкции, в результате чего работа зарубежного актива была затруднена. В итоге верфь спокойно перешла в собственность круизного оператора Algador Holdings Ltd, его собственником называли владельцев «Невского ССЗ», который также связывают с Олерским.

Половиной последнего сегодня владеет примечательный финский офшор с названием, подозрительно напоминающим название верфи Arctech Helsinki Shipyard. Да просто одни и те же слова: «Арктек Хельсинки Шипъярд Ою».

Стоимость активов «Невского ССЗ» (Ленобласть) — полмиллиарда рублей, сумма госконтрактов с российскими структурами — более 20 млрд рублей. Скорее всего, значительная часть этих средств оседает на Западе, в той же Финляндии. И это в период жесточайшего экономического, политического противостояния западных стран с нашей страной и скорого вступления Финляндии в НАТО… В связи с этим возникает резонный вопрос: на чью мельницу льют воду Олерский и Ко?

Ранее об истории с финской верфью, её связи с Олерским и Невским ССЗ писал «Коммерсант». Там же упоминалось, что бенефициаром ССЗ называли известного петербургского судостроителя Ришата Багаутдинова, а также бизнесмена Владимира Касьяненко.

Багаутдинова также называли одним из совладельцев «Водохода», хотя структура собственности вне офшора неизвестна. Но сегодня именно господин Багаутдинов является гендиректором этой компании. Круг замкнулся?

Похоже, что господин Олерский создаёт целую бизнес-империю водных пассажирских перевозок. Причем, делает он это прямо под носом у государства и на государственные же деньги, и при этом может оставаться совладельцем зарубежных активов на миллиарды рублей.

Теперь в этом уравнении появился еще один скандальный персонаж — Владимир Евтушенков. Но надо отдать ему должное, «протухшие» активы он не покупает. А значит и у «Эмпериума» Правдина, и у «Водохода» Олерского, и у «Невского ССЗ» со всеми «сайд-проектами» дела идут в гору.