Ильдару Халикову не помешала бы порка

Миллионы не спасают шурина Лужкова от тюрьмы

На первом заседании суда шурин бывшего мэра Москвы убеждал судью перевести его под домашний арест или освободить под залог в 10 млн рублей. Но судья навстречу не пошла, оставив Батурина в СИЗО до 6 февраля 2023 года.

30.08.2022
Оригинал этого материала

Симоновский суд Москвы отказался перевести под домашний арест или освободить под залог в 10 млн рублей шурина бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Виктора Батурина. Он останется в СИЗО на время процесса по делу о попытке мошенническим путем завладеть акциями компании «Интеко». Рассмотрение его по существу начнется 19 сентября. В ходе следствия фигурант полностью признал вину. Однако на первом заседании не стал раскрывать свою позицию. «Узнаете все в следующем заседании», — внес он интригу.

В суде 65-летний Виктор Батурин вел себя уверенно. Когда судья Светлана Туманина зашла в зал, он без запинки назвал все свои данные, сказал, что является пенсионером, а на его иждивении находится 13-летняя дочь. Когда же прокурор Дарья Шиндер ходатайствовала о продлении ему срока ареста еще на полгода, принялся мотивированно возражать, фактически сделав всю работу за своего адвоката Олега Звягинцева. Он заявил, что доводы представителя прокуратуры о том, что он может скрыться или уничтожить доказательства, ничем не подтверждаются.

«Предварительное следствие окончено, все доказательства уже собраны, а само дело находится в суде», — начал Батурин. Он отметил, что эпизод, о котором идет речь в деле, касается 2011 года, а срок давности по нему истек. «Мне вообще непонятно, как с этим эпизодом [следствие] вышло в суд. А заявлять об уничтожении каких-либо доказательств — это противоречит здравому смыслу!» — сказал фигурант.

«Формальным» Батурин назвал и аргумент, что он может скрыться. Арестованный заявил, что никогда не предпринимал таких попыток, а «последовательно отстаивал свою правовую позицию». Кроме того, он сообщил, что в деле имеется его загранпаспорт, в котором проставлены «десятки, если не сотни пометок» о выезде за рубеж и о возвращении в Россию. Само же инкриминируемое преступление относится к совершенному в сфере предпринимательской деятельности, заявил подсудимый.

Он отметил, что содержится под стражей уже 14 месяцев, а с учетом того, что день содержания в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии, то выходит, что в неволе он провел 21 месяц.

«Спор между братом и сестрой»

Подсудимый просил смягчить ему меру пресечения, освободив под домашний арест в подмосковном ЖК «Росинка» в деревне Ангелово или отпустить под залог в 10 млн рублей. Как сообщил Батурин, деньги за него могли бы внести его старшая дочь или гражданская жена. «Есть также друзья — десятки бизнесменов, которые с удовольствием это сделают», — заявил арестованный.

«Если вы измените мне меру пресечения на домашний арест, у меня появится возможность равноправно готовиться к судебному спору», — сказал Батурин и посетовал, что в СИЗО «Матросская Тишина» ему приходится сидеть в переполненной камере. В ней, рассчитанной на четверых заключенных, зачастую сидят шестеро, добавил подсудимый. Он добавил, что в сокамерники к нему попадали люди, инфицированные гепатитом С, или «психически ненормальные» наркоманы.

«Непонятно, [зачем] нужно держать под стажей 65-летнего человека, который не причинил ущерба обществу и не может нести ему угрозу», — выступал Батурин. Свое дело он назвал «всего лишь спором между братом и сестрой» или «семейным спором».

Уголовное прошлое

Виктор Батурин уже имеет две судимости. Первую судимость он получил в 2011 году. Тогда он отделался условным сроком в три года. Пресненский суд Москвы признал его виновным по делу о двойной перепродаже помещения в центре Москвы. Во второй раз Батурин был осужден в 2013 году Никулинским судом Москвы. Тогда бизнесмен получил семь лет колонии за три эпизода мошенничества, два из которых были связаны с векселями компании «Интеко» стоимостью более 5 млрд рублей. Суд счел их подделкой. Батурин освободился в январе 2016 года. Тогда Верховный суд Калмыкии заменил ему неотбытую часть срока штрафом.

Адвокат Батурина Олег Звягинцев назвал арест «исключительной» мерой пресечения и передал суду документы о наличии у своего подзащитного некоего заболевания, обнародовать которое он не стал. Призывая освободить фигуранта, он сказал, что в СИЗО его подзащитному не может быть оказана должная медицинская помощь.

Однако гособвинитель и представители потерпевшей (ею по делу признана сестра подсудимого Елена Батурина) выступили против освобождения фигуранта. Так, адвокаты Батуриной Дмитрий Калиниченко и Евгений Метла заявили, что меддокументы «объективно не отражают наличие какого-либо заболевания у подсудимого», из них лишь усматривается, что в 2016 году ему была проведена некая консультация и «какая сейчас ситуация, неизвестно».

Сам подсудимый заверил, что болезнь у него никуда не делась. По его словам, в 2017 году он обследовался в Израиле и с тех пор должен «ежегодно проходить обследование и делать биопсию».

Однако, пробыв в совещательной комнате около часа, судья Светлана Туманина констатировала, что защита не представила данных о наличии у Батурина заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. Она оставила фигуранта в СИЗО до 6 февраля. Рассмотрение же дела по существу было назначено на 19 сентября. Ожидается, что в этот день прокурор зачитает обвинительное заключение, а подсудимый выскажет свое отношение к нему.

И снова акции

Очередное дело Батурина связано с его попытками получить рыночную стоимость 25% акций «Интеко». Согласно материалам дела, предприниматель подал два иска в Арбитражный суд Москвы — 4 и 18 октября 2011 года. Первый иск касался признания недействительной сделки по продаже его сестрой, президентом компании Inteco Management Елены Батуриной, 100% акций «Интеко» владельцу Бинбанка Микаилу Шишханову и «дочке» Сбербанка «Сбербанк инвестиции». Во втором иске Батурин просил перевести права покупателя на него как имеющего преимущественное право и владеющего 25% акций.

Следствие усмотрело в действиях Батурина состав преступления — покушение на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Потерпевшей по делу признана его сестра Елена Батурина. Именно она инициировала возбуждение дела в 2017 году. Четыре года Батурин проходил по нему как свидетель, но летом 2021 года перешел в разряд обвиняемых, а 2 июля 2021 года Басманный суд Москвы его арестовал. Свою вину Батурин сначала не признал, утверждая, что имеется документ — приложение к мировому соглашению с Еленой Батуриной, по которому та должна выплатить ему рыночную компенсацию за проданные ценные бумаги. В свою очередь Батурина утверждала, что этот документ поддельный. Под конец расследования Батурин согласился с обвинением. На заседании суда 29 августа он не ответил на вопрос Business FM о том, какую позицию он намерен занять в суде. «Узнаете все в следующем заседании», — сказал предприниматель.