Рустам Тарико

Кто помогал Александру Ткачеву бизнес соткать

Мало кто верит, что бывший губернатор и министр Ткачев превратился в крупнейшего латифундиста страны исключительно благодаря бизнес-талантам своей семьи.

13.09.2022
Оригинал этого материала
The Bell

ООО «Агротехнологии», входящее в структуру «Агрокомплекса имени Н. И. Ткачева» семьи экс-губернатора Кубани и экс-министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, стало владельцем земельного банка ростовского аграрного холдинга «Юг Руси». Ключевым бенефициаром последнего считается скандальный российский предприниматель Сергей Кислов.

За счет активов Кислова структуры Александра Ткачева приросли 200 тыс. га земельных угодий. Теперь свой земельный банк Ткачевых «распух» уже до 1,1 млн гектаров — они крупнейшие латифундисты в РФ. Сумма сделки тоже близка к «космосу» — она могла составить до 30 млрд рублей.

Как бывалому чиновнику Ткачеву удаётся конвертировать политический опыт в бизнес-успехи, разбирался корреспондент The Moscow Post в Краснодарском крае.

«Агрокомплекса имени Н. И. Ткачева» — детище отца Александра Ткачева Николая. Он и в былые годы представлял из себя серьезную единицу на рынке, особенно на Юге страны. А после прихода Александра Ткачева к вершинам власти — сначала депутатом Госдумы, потом губернатором Краснодарского края, а затем и министром сельского хозяйства, агрохолдинг имени его отца просто-таки расцвел, буквально «задавив» конкурентов.

«Прогнувшийся» Кислов

В случае с бизнесом Кислова, передача 200 гектаров в пользу Ткачева не «смертельна» — для его «Юга Руси» выращивание сырья непрофильный бизнес.

Разговоры о сделке между Ткачевым и структурами Кислова идут давно. Она могла состояться еще в октябре прошлого года. Как утверждают злые языки, ей могла помешать позиция агрохолдинга «Степь», входящего в АФК «Система» олигарха Владимира Евтушенкова.

Для «Степи» Евтушенкова выращивание сырья — как раз бизнес профильный, это один из немногих серьезных конкурентов Ткачева на Юге России.

Основные сельхозугодия холдинга Кислова находятся в Ростовской области. Руководит «Степью» управляющий партнер АФК «Система» Али Узденов — предприниматель с крайне неоднозначной репутацией, близкий к властям региона. Поэтому, когда сделка между структурами Ткачева и Кислова в октябре прошлого года не состоялась, возникла версия, что палки в колеса конкурента мог вставить именно Узденов.

Повлиять на Кислова мог и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Ведь кроме агробизнеса у Кислова в регионе другой вкусный актив — «Новошахтинский завод нефтепродуктов». Близость к Голубеву приписывают и Узденову, ранее у их сыновей был общий бизнес «Листопадовские источники» (сейчас сыну Узденова из капитала вышел).

В 2019 году регион и завод заключили контракт на 177 млрд. рублей. На площадке НЗНП собирались строить новые производства топлива. Надавить на Кислова можно было через это. Но сейчас, в 2022 году, многие планы меняются из-за геополитических, экономических, логистических «чёрных лебедей».

Причины, почему Сергей Кислов пошел на сделку с Ткачевым, могут быть куда более прозаичных. Последнее время у Кислова происходит что-то странное с деньгамит. То ли ему их не хватает, толи наоборот — их стало так много, что он решил выйти в кэш и запрятать их поглубже.

В прошлом году «Росимущество» провело торги на 99% в уставном капитале ООО «Био технологии», оказавшегося в банкротстве. Компанию оценили в 686 млн рублей, а её доля находилась в залоге как раз у агрохолдинга «Юг Руси».

Несмотря на то, что Кислова называют бенефициаром агрохолдинга, формально из его капитала он вышел еще в 2017 году. Благодаря этому офшорные компании получили разрешение ФАС приобрести YR Investments Group Ltd, которая с июня 2017 года контролировала головную компанию «Юга Руси».

Именно эти действия кто-то постарался представить попыткой спрятать капиталы вне российской юрисдикции. Не говоря уже о слухах, что именно «Юг Руси» мог способствовать банкроствту «Био технологий». Впрочем, у контрольно-надзорных органов к этому интереса не возникло.

Сегодня же YR Investments Group Ltd в учредителях холдинга нет, почти 100% долей владеет непосредственно Кислов. Похоже, сказались геополитические риски. Он же остаётся соучредителем еще как минимум 16 юридических лиц, среди которых есть компании с признаками фиктивности.

Земля губернатора

Что касается Ткачева, то успехи «Агрокомплекса» им. его отца неизменно связывают с влиянием самого бывшего губернатора и министра. В рост комплекс пошел в середине нулевых годов, как раз когда Ткачев был главой Краснодарского края.

За 14 лет его губернаторства выручка «Агрокомплекса» выросла в 33 раза — с 800 млн до 26,5 млрд рублей. На момент ухода с поста губернатора в бизнес-империю Ткачевых входили 40 предприятий, где работали 16 тыс. человек. Интересы семьи распространились не только на сельское хозяйство — родственники Ткачева строили в крае автодороги, рестораны, жилую недвижимость и даже олимпийские объекты.

Сам «Агрокомплекс» не раз подозревали в использовании силовых методов воздействия на конкурентов. Осенью 2005 года завод «Кристалл» компании «Русский сахар» в Выселках оказался окружен временными постами ГИБДД, которые просто не пропускали на предприятие грузовики со свеклой. Фактически работа «Кристалла» была остановлена, позднее против него было возбуждено шесть административных дел. В марте 2006 года завод перешел «Агрокомплексу».

На использование компанией административного ресурса указывали и конкуренты Ткачевых в регионе. Председатель СПК «Колхоз им. С. М. Кирова» Иван Ярошенко рассказывал, что до других предприятий субсидии и дотации, выдаваемые государством, не доходили. «Это не зависть наша, это неравные условия. Везде присутствовал административный ресурс», — цитирует его слова Forbes.

Огромные вопросы к Ткачевым остались и после чудовищной истории банды Цапков и местного депутата Владимира Цеповяза. Именно «Агрокомплексу» отошли 40 тыс. гектаров земли, которые контролировали эти, с позволения сказать, люди. То, как они сами её получили, учитывая методы их работы, догадаться не сложно (вряд ли законным путем).

Странно даже не это, а то, что в фирмах, связанных с Цапками, «висело» около 7 млрд рублей проблемных кредитов «Россельхозбанка». Но после того, как структуры приобрел «Агрокомплекс» Ткачева, РСХБ поразительно быстро пошел на реструктуризацию долгов и даже дисконт. Сделку в банке и компании комментировать отказались.

Разумеется, для такой земельной экспансии нужно, чтобы в муниципалитетах сидели «твои» люди. Поэтому неудивительно, что за время губернаторства Ткачев поменял около 30 глав районов и городов. При нем в крае произошло настоящее перераспределение собственности с волной банкротств некогда ведущих производств.

Без финансового ресурса ничего бы не вышло. На помощь Ткачевым пришел тот же самый «Россельхозбанк», а вместе с ним и «Сбербанк», которые открывали близким к губернатору структурам кредитные линии словно по мановению волшебной палочки.

Вот как об этой схеме роста «Агрокомплекса» пишет «Версия»: якобы, холдинг с помощью посредников получала активы своих обанкротившихся коллег. Причем собственность доставалась гораздо ниже рыночной цены. Ну а на развитие предприятий их новые владельцы получали деньги госбанков. Речь идет о длинных деньгах, о десятилетних займах, получить которые есть возможность далеко не у всех российских аграриев.

Ткачевым это удавалось с легкостью. А потом вдруг выяснялось, что 22-летняя племянница Ткачева, студентка Анастасия Ткачева в юные годы стала владелицей двух трубных заводов. Она же до 2009 года была совладелицей ООО «НАТ», а после того, как вышла из капитала, компанию стали банкротить кредиторы.

В числе истцов «обнаружилась» супруга бывшего вице-губернатора Кубани Евгения Громыко, который по удивительному совпадению оказался заместителем гендиректора Агрокомплекса им. Ткачева. Об этом писал РБК.

Всё это наводит на нехорошие мысли о, возможно, нерыночном характере бизнеса господина Ткачева. Отдельная песня — период его руководства министерством сельского хозяйства, когда агрокомплекс им. его отца продолжал получать кредиты и государственные субсидии. Теперь же господин Ткачев лишь преумножает нажитое столь тяжелым трудом колоссальное богатство — российские чернозёмы.