Евгений Двоскин

Подчиненные Бастрыкина недоступны для доставки

Следователь оставил защите главы профсоюза «Курьер» всего день на знакомство с материалами.

19.09.2022
Оригинал этого материала

Адвокаты руководителя профсоюза «Курьер» Кирилла Украинцева пожаловались в прокуратуру Москвы на столичное управление Следственного комитета. В беседе с «Ъ» они рассказали, что следователь «буквально игнорирует» защиту, которой остался всего один день — понедельник, 19 сентября — на ознакомление с шестью томами дела. Адвокат Вероника Полякова указывает, что за многие годы работы ни разу не сталкивалась с подобным прецедентом.

Ранее «Ъ» рассказывал о деле Кирилла Украинцева — оппозиционного активиста, руководителя профсоюза «Курьер» (сообщество доставщиков, преимущественно из Delivery Club). Он был арестован в апреле; следствие полагает, что господин Украинцев «публиковал в сети призывы» к курьерам и водителям такси «выходить на акции протеста» против нарушения их трудовых прав, в том числе длительных задержек зарплаты. На этом основании лидера профсоюза обвинили в «неоднократном нарушении порядка организации либо проведения митинга» (ст. 212.1 УК РФ, известна как «дадинская», предполагает лишение свободы от трех до пяти лет).

Адвокаты Кирилла Украинцева заявили «Ъ», что столкнулись с необъяснимым поведением следствия. По их словам, в уголовном деле шесть томов, однако следствие с начала сентября «игнорирует» запрос защиты и просто не дает адвокатам возможности ознакомиться с обвинением.

Стоит уточнить: согласно российскому законодательству, у защиты нет неограниченного доступа к материалам уголовных дел. Они находятся у следователя, а суд устанавливает для адвокатов и подследственных сроки для ознакомления со всеми аргументами обвинения. На практике это часто выглядит не как конструктивное сотрудничество, а как игра «найди меня»: адвокаты запрашивают материалы дел, но следствие может под разными предлогами их не предоставлять, например, ссылаясь на отсутствие нужного следователя на рабочем месте.

В деле Кирилла Украинцева, по словам его адвоката Вероники Поляковой, сложилась именно такая ситуация. Но обычно следствие «оставляет» защите около недели срока, а в этом деле на ознакомление с материалами остался фактически всего один рабочий день — предстоящий понедельник. «Я никогда не сталкивалась с подобным. В четверг направила жалобу в прокуратуру Москвы и непосредственному руководству нашего следователя»,— рассказала «Ъ» госпожа Полякова.

В обращениях указано, что следствие по делу Кирилла Украинцева окончено 31 августа. Через семь рабочих дней, 8 сентября, следователь СУ по САО Москвы Динара Мамедова обратилась в Савеловский суд столицы с ходатайством об ограничении сроков для ознакомления защиты с делом. Почему-то госпожа Мамедова требовала ограничения до 9 сентября, то есть просила суд установить срок в один день для изучения шести томов. Суд установил срок до 20 сентября — к этому дню адвокаты должны были получить все нужные им для защиты материалы, а 20-го числа подписать бумагу об ознакомлении.

Однако Динара Мамедова «пропала», утверждают адвокаты.

«Я и мои коллеги (у Кирилла Украинцева четыре адвоката.— “Ъ”) звоним в следственное управление, звоним на мобильный телефон, пишем в личные сообщения в мессенджерах, приходим в следственное управление. Но следователь не отвечает, не читает сообщения, а на пропускном пункте управления нам говорят, что ее нет на месте»,— рассказала госпожа Полякова.

«Ъ» направил запрос в центральный аппарат Следственного комитета России, однако оперативного ответа на него не получил. Связаться с руководителем следственного управления по Северному административному округу Москвы Вячеславом Осляковым по указанному на сайте ведомства телефону также не удалось — трубку в течение пятницы никто не снял.

Госпожа Полякова признается, что не понимает, как разрешить эту ситуацию: «Вероятно, нас, защитников, будут просить подписать протокол об ознакомлении с материалами задним числом. Мы, соответственно, будем писать, что времени на ознакомление нам предоставлено не было. Но как Динара Мамедова будет выходить из этой ситуации, я тоже не представляю». Отметим, что на рассмотрение жалобы у прокуратуры Москвы есть 30 дней.