Владельцев «Дочки-сыночки» разденут не по-родственному

Конкурсный управляющий хочет взыскать с них почти 1,5 миллиардов рублей.

22.03.2023
Оригинал этого материала
Ведомости

Конкурсный управляющий ООО «Победа», одного из юридических лиц банкротящейся сети детских товаров «Дочки-сыночки», 15 марта обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о привлечении владельцев ритейлера к субсидиарной ответственности перед кредиторами на сумму 1,48 млрд руб. Речь идет о Владимире Бондяшове, его сыне Александре, а также Татьяне Перегудовой. Последняя, согласно «СПАРК-Интерфаксу», является владельцем «Победы». Связаться с ней не удалось. Запрос Бондяшовым остался без ответа.

«Дочки-сыночки» работают в России с 1996 г. В 2020 г. эта сеть считалась вторым крупнейшим по обороту (после «Детского мира») ритейлером детских товаров. Тогда ее долю рынка агентство Infoline оценивало примерно в 3%. В 2021 г. компания заняла уже 5-е место в рейтинге с долей в 1,6%, выручка ритейлера сократилась на 30% до 12 млрд руб. В прошлом году шесть операционных компаний группы «Дочки-сыночки», а затем и сами Бондяшовы были признаны банкротами.

Контролирующее должника лицо можно привлечь к субсидиарной ответственности, если удастся доказать, что полное погашение требований кредиторов невозможно из-за его действий или бездействия, поясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. По его словам, такие долги нельзя списать в ходе процедуры личного банкротства.

Эксперт добавляет, что это может быть выгодно кредиторам сети, если у бывших владельцев ритейлера были или остаются в собственности какие-нибудь привлекательные активы. Например, это может быть товарный знак «Дочки-сыночки», правообладателем которого является Владимир Бондяшов. Интерес для кредиторов представляют и собственные торговые марки компании, особенно касающиеся одежды для малышей, считает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Объекты интеллектуальной собственности могут стоить довольно дорого, так как де-факто в случае с этой компанией у владельца бренда «Дочки-сыночки» появляется возможность заново запустить этот проект, добавляет Галанцев.

Сколько всего должна своим кредиторам сеть «Дочки-сыночки» – пока не понятно, так как процесс формирования реестра требований ни у одной из структур ритейлера не завершен. Но на сегодняшний момент их общий долг составляет минимум 5,2 млрд руб. Владельцы компании могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по всей этой сумме, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы.

Среди причин банкротства сети «Дочки-сыночки» Цицулина называет позднее принятие компанией решения о привлечении инвесторов и неоднородный портфель банковских кредитов. На ритейлера повлияла и пандемия, а также невозможность включения его в перечень системообразующих предприятий из-за отсутствия холдинговой структуры, добавляет эксперт. Специализированные сети детских товаров с 2020 г. испытывают также масштабные сложности из-за усиления позиций крупнейших маркетплейсов в этом сегменте (прежде всего Wildberries и Ozon) и сокращения рождаемости, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

По его словам, конкурировать с крупнейшими онлайн-площадками из омниканальных ритейлеров более или менее удается только «Детскому миру», который имеет крупный портфель собственных торговых марок и активно развивает прямой импорт. В то время как «Дочки-сыночки», «Кораблик», Hamleys либо обанкротились, либо были проданы дистрибуторским компаниям. Офлайн-продажи детских товаров действительно сейчас растут слабо с учетом инфляции, согласна глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. По ее словам, за последние пять лет этот сегмент пережил серьезные изменения, когда одни игроки стали еще больше, а другие просто ушли с рынка или стали работать в онлайне.