Евгений Двоскин

Дмитрий Мазепин и украинский транзит аммиака

Публикация агентства Reuters об условиях, на которых Украина готова пустить российский аммиак по трубе «Тольятти — Одесса» в день атаки БПЛА на Москву выглядит как откровенная издевка.

Завод в одесском порту — известная кормушка украинских элит, которая, надо полагать, будет работать и на ВСУ. Разумеется, где-то от очередного сигнала по поводу транзита аммиака взбодрился олигарх Дмитрий Мазепин (миллиардер контролирует ПАО «Тольяттиазот», откуда на Украину тянется труба), однако сама постановка вопроса «принимающей» синхронно с атакой на российскую столицу выглядит как провокация.

Киев делает вид, что готов понизить ставки. Еще недавно условием для запуска транзита Украина называла расширение зерновой сделки (увеличение перечня экспортируемых товаров и количества портов), что сходу отвергала российская сторона. Теперь через западную прессу транслируется лишь один вопрос от «незалежной» — является ли запуск аммиакопровода принципиальным для Организации Объединенных Наций. Условием, при котором Украина готова допустить транзит аммиака сейчас называются гарантии безопасного экспорта зерна по Черному морю и от России, и от ООН.

Напомним, что транзит сырья по аммиакопроводу был остановлен сразу после начала СВО. Его перезапуск Россия считает одним из ключевых условий для дальнейшей работы зерновой сделки. В конце прошлого года президент Украины называл условием возобновления транзита обмен военнопленными по схеме «всех на всех». Тогда договоренности достигнуто не было. Далее, в марте, появились сообщения о планах «Уралхима» Мазепина достроить к началу 2024 года альтернативный терминал по перевалке аммиака и азотных удобрений в России. Проект существует уже около 20 лет, но активные работы по возведению нового комплекса в Тамани по сути начались именно с конца 2022 года.

Другими словами, в ближайших планах России поставлять аммиак мимо Одессы, этим можно объяснить обострившуюся суету Украины вокруг ведущей к ней трубы. Мощность украинского направления — 2,5 млн. тонн в год. Порт в Тамани должен осилить 2 млн. тонн в год на первом этапе и раскачаться до 3,5 млн. тонн аммиака к исходу 2025 года. Однако, то, что РФ настаивает на восстановлении работы аммиакопровода через территорию Украины в рамках продления зерновой сделки, может говорить о том, что появление его альтернативы не так уж и близко. Ну и 4,5 млн. тонн и 2 млн. тонн — совсем не одно и то же. Особенно для олигарха Дмитрия Мазепина.